ГОСТ I» 41 .9 4 -9 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(обязательное)
Расположение и установка манекенов и регулировка удерживающих систем
1 Расположение манекенов
1.1 Индивидуальные сиденья
Плоскость симметрии манекена совмещается с вертикальной средней плоскостью сиденья.
1.2 Переднее многоместное сиденье
1.2.1 Водитель
Плоскость симметрии манекена совмещается с вертикальной плоскостью, проходящей через центр
рулевого колеса и параллельной средней продольной плоскости транспортного средства. Если местодля сидения
определяется конфигурацией сиденья, то это место рассматривается как индивидуальное сиденье.
1.2.2 Пассажир на боковом сиденье
Плоскость симметрии манекена должна быть симметрична плоскости симметрии манекена-водителя по
отношению к продольной средней плоскости транспортного средства. Если место для сидения определяется
конфигурацией сиденья, то эго место рассматривается как индивидуальное сиденье.
1.3 Переднее многоместное сиденье для пассажиров (бет водителя)
Плоскости симметрии манекенадолжны совпадатьсо средними плоскостями местдлясидения, указанных
заводом-изготовителсм.
2 Установка манекенов
2.1 Голова
Устанавливаемая в голове поперечная платформа с измерительными приборами должна располагаться
горизонтально с отклонением в 2,5*. Для выравнивания положении головы испытательного манекена в
транспортных средствах с сиденьями с вертикальными нерегулируемыми спинками должна соблюдаться
следующая последовательность действий. Во-первых, необходимо скорректировать положение точки // в
пределах, указанных в 2.4.3.1 ниже, для выравнивания положения поперечной платформы с измерительными
приборами, помещаемыми в голове испытательного манекена. Если эта поперечная платформа с измеритель
ными приборами по-прежнему нс выравнивается, следует скорректировать угол таза испытательного манекена в
диапазоне стандартных значений, указанных в 2.4.3.2 ниже. Если поперечная платформа с измерительными
приборами, устанавливаемая в голове, по-прежнему нс выравнивается, следует минимально отрегулировать
шейную крепежную скобу испытательного манекена таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное поло
жение поперечной платформы головы с измерительными приборами с отклонением в 2,5’.
2.2 Руки
2.2.1 Предплечья манекена-водителя должны плотно прилегать к туловищу, причем их осевые линии
должны, насколько это возможно, располагаться в вертикальной плоскости.
2.2.2 Предплечья пассажира должны быть в контакте со спинкой сиденья и прилегать к боковым частям
туловища.
2.3 Кисти рук
2.3.1 Ладони испытательного манекена-волигеля должны соприкасаться с рулевым колесом с внешней
стороны и располагаться вгоризонтальном положении на уровне осевой линии колеса. Большие пальцы должны
находиться на рулевом колесе и должны быть слегка прикреплены к нему лентой, с тем чтобы при воздействии на
кисть испытательного манекена вертикальной силы не менее 9 Н и нс более 22 Н лента отклеивалась и кисть руки
отрывалась or рулевого колеса.
2.3.2 Ладони испытательного манекена-пассажира должны соприкасаться с бедрами с внешней стороны.
Мизинец должен соприкасаться с подушкой сиденья.
2.4 Туловишс
2.4.1 В транспортных средствах, оборудованных многоместными сиденьями, верхние части туловища
испытательного манекена-водителя и испытательного мансксна-пассажира должны опираться на спинку
сиденья. Среднесагиттальная плоскость испытательного манекена-водителядолжна располагаться вертикально
и параллельно продольной осевой линии транспортного средства и проходить через центр рулевого колеса.
Срсдносагитталыгая плоскость испытательного мансксна-пассажира должна располагаться вертикально и
параллельно продольной осевой линии транспортного средства и находиться на таком же расстоянии от
продольной осевой линии транспортного средства, как и срсднссагиггальная плоскость испытательного
манекена-водителя.
2.4.2 В транспортных средствах, оборудованных индивидуальным сиденьем (сиденьями), верхние части
туловищ испытательного манекена-водителя и испытательного мансксна-пассажира должны опираться на спинку
сиденья. Среднссагопальныс плоскости испытательного манекена-водителя и испытательного манекена-пассажи
ра должны располагаться вертикально и совпадать с продольной осевой линией индивидуального сиденья.
16