Судья Маслова И.Н. Дело № 33-3067/2019
УИД 26RS0002-01-2018-007395-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 10 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Меньшова С.В., Минаева Е.В.
при секретаре судебного заседания Каюмове А.А.
с участием прокурора Дремовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края – Запорожец О.Г.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 31 января 2019 года,
по гражданскому делу по иску прокурора г.Невинномысска Ставропольского края в интересах Пастухова А.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,
Установила:
Прокурор г.Невинномысска в интересах Пастухова А.А. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что Пастухова А. А. … года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы город Невинномысска от 12.11.2008 Пастухов А.А, определен в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обеспечением его жильем по возвращению из государственного учреждения.
Решением Невинномысского городского суда, вступившего в законную силу 18.05.2010, мать Пастухова А.А., Пастухова И.Л. ограничена в родительских прав в отношении сына, а отец Пастухова А.А. - Пастухов А.В. лишен родительских прав в отношении сына.
Решением Невинномысского городского суда от 14.12.2015 мать Пастухова А.А. - Пастухова И.Л. лишена родительских прав в отношении сына.
31.12.2015 мать Пастухова А.А. - Пастухова И.Л. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от 09.02.2016.
Пастухов А.А. проживает по адресу: г.Невинномысск, ул. …. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения не является.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который Пастухов А.А. включен. Сводный список направлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края для заключения договора найма жилого помещения.
Пастухов А.А. обратился с заявлением о предоставлении жилья в Министерство имущественных отношений СК 11.04.2018.
Однако жилое помещение специализированного жилищного фонда до настоящего времени ему не предоставлено.
Просит суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Пастухову А.А., … года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав Пастухова А.А., прокурора Дремову М.Д., полагавших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Пастухова А. А. … года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы город Невинномысска от 12.11.2008 Пастухов А.А, определен в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обеспечением его жильем по возвращению из государственного учреждения.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который Пастухов А.А. включен. Сводный список направлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края для заключения договора найма жилого помещения.
Следовательно, у Пастухова А.А., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, был поставлен в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на Министерство имущественных отношений СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство имущественных отношений СК обязанность по обеспечению жилым помещением Пастухова А.А.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 31 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: