Дело № 2а-99/2019 Председательствующий судья – Чернигина А.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1482/2019
г. Брянск 11 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего
Зубковой Т.И.,
судей областного суда
Сокова А.В., Ильюхиной О.Г.,
при секретаре
Раковской И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административных истцов Алексеева Н.А., Панова В.В., Молякова С.А. на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 21.01.2019 года по административному иску Алексеева Николая Александровича, Панова Вениамина Владимировича, Молякова Сергея Александровича к администрации Дятьковского района о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования, возложении обязанности согласовать проведение публичных мероприятий.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., возражения представителя административного ответчика администрации Дятьковского района Макеевой Н.Н., судебная коллегия
Установила:
Алексеев Н.А., Панов В.В., Моляков С.А. обратились в суд с административным иском к администрации Дятьковского района о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования, возложении обязанности согласовать проведение публичных мероприятий, ссылаясь, что ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Дятьковского района Брянской области были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к исполнению Постановлений Европейского Суда по правам человека по делам «Алексеев против России» и «Баев и Другие против России» о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств на свободу собрания и свободу выражения мнений в России, пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств (геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров) на свободу ассоциаций и регистрацию общественных организаций, а также шествия Дятьковского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России. Согласно поданным уведомлениям пикетирования должны были состояться ДД.ММ.ГГГГ в периоды с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут и с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, а шествие гей-парада – ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, предполагаемое количество участников каждого мероприятия - 300 человек. Однако ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Сельцо Брянской области уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, ссылаясь на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в частности, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), так как организаторы не смогут гарантировать защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Кроме того, администрацией при принятии решения не было предложено изменить время и место проведения публичных мероприятий, что является нарушением порядка согласования заявленных публичных мероприятий и незаконным препятствием к реализации права на мирные собрания. По мнению административных истцов, мотивы отказа в проведении публичных мероприятий, связанные с необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, являются неправомерными и дискриминационными.
Ссылаясь, что указанное решение принято администрацией с нарушением норм материального права, в том числе норм международного права, а мотивы отказа в проведении публичных мероприятий неправомерными, административные истцы просили суд признать решение об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования незаконным, и обязать ответчика согласовать проведение указанных мероприятий.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 21.01.2019 года в удовлетворении исковых требований Алексееву Н.А., Панову В.В., Молякову С.А. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Алексеев Н.А., Панов В.В., Моляков С.А. просят решение Дятьковского городского суда Брянской области отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывают, что суд первой инстанции проигнорировал положения постановлений Европейского Суда по правам человека. Ссылаются, что предложение об изменении времени или места проведения публичных мероприятий является обязанностью органа власти, несоблюдение которой является нарушением порядка согласования заявленных публичных мероприятий и, следовательно, незаконным препятствием к реализации права на мирные собрания.
В направленных в адрес суда возражениях глава администрации Дятьковского района Валяев П.В. просит решение Дятьковского городского суда Брянской области от 21.01.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Дятьковского района Макеева Н.Н. полагала решение суда не подлежащим отмене.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против нее, возражения представителя административного ответчика администрации Дятьковского района Макеевой Н.Н., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 названного закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. Такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций (ч. 3 ст. 16 этого Закона).
Согласно ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо за навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Как следует из материалов настоящего административного дела, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Дятьковского района Брянской области административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делам «Алексеев против России» и «Баев и Другие против России» о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств на свободу собрания и свободу выражения мнений в России, пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств (геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров) на свободу ассоциаций и регистрацию общественных организаций, а также шествия Дятьковского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России.
Согласно поданным административными истцами уведомлениям пикетирования должны состояться ДД.ММ.ГГГГ в периоды 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут и с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, а шествие гей-парада ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, предполагаемое количество участников каждого мероприятия - 300 человек.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дятьковского района Брянской области отказано административным истцам в согласовании проведения заявленных ими публичных мероприятий в форме пикетирования и шествия, сочтя, что цели заявленных публичных мероприятий и сами мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и нарушают запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», негативно влияют на несовершеннолетних.
Проанализировав содержание оспариваемого уведомления административного ответчика, соотнеся его с целями публичных мероприятий, заявленных к проведению административными истцами, и дав ему оценку на соответствие действующему законодательству, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что административным ответчиком не было допущено нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Цели проведения заявленных административными истцами публичных мероприятий предполагают распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей определенный интерес к таким отношениям. При этом распространение этой информации предполагалось не только среди лиц, участвующих в мероприятиях, но и среди иных лиц, не участвующих в них.
В то же время указанные мероприятия намечались к проведению в утреннее и дневное время в публичных местах, предназначенных для отдыха жителей города, в том числе и несовершеннолетних детей, пикетирования предполагалось провести у памятника В.И. Ленину на площади им. Ленина в городе Дятьково, шествие – по от до .
Проведение мероприятий в этих местах, безусловно, означало, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях, распространение которой предполагают цели этих мероприятий, станет доступной, в том числе и для несовершеннолетних лиц, находящихся в местах проведения этих мероприятий и рядом с ними. Однако распространение в указанных обстоятельствах такой информации, вызывающей интерес к названным отношениям, безусловно, нарушает запреты на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, установленные вышеприведенным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами так, что давали административному ответчику основания для выводов об их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами, КоАП РФ, поскольку фактически направлены, в том числе и на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних.
Обоснованно установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления уведомил об этом административных истцов.
Вопреки доводам административных истцов у административного ответчика отсутствовала обязанность предложить организатору проведения публичных мероприятий изменить место или время их проведения, поскольку его действия в данном случае регламентированы именно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», требования которой им были выполнены.
Поскольку оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствовало закону, то суд в силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Дятьковского городского суда Брянской области от 21.01.2019 года по административному иску Алексеева Николая Александровича, Панова Вениамина Владимировича, Молякова Сергея Александровича к администрации Дятьковского района о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования, возложении обязанности согласовать проведение публичных мероприятий оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Алексеева Н.А., Панова В.В., Молякова С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Т.И. Зубкова
Судьи областного суда:
А.В. Соков
О.Г. Ильюхина