ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005
D.3 Концепции процесса
D.3.1 Процессы жизненного цикла
Процессы жизненного цикла, определенные настоящим стандартом, могут применяться любой организа
цией при приобретении и использовании или создании и поставке системы. Они распространяются на любой
уровень системной иерархии и на любую стадию жизненного цикла.
Процессы жизненного цикла основываются на принципах модульности (максимальная слаженность функ
ций процесса и минимальная связь между процессами) и собственности (процесс связывается с ответственнос
тью). Функции, которые осуществляются данными процессами, определяются в зависимости от конкретных
целей, результатов и набора действий, составляющих данный процесс. Процессы, описанные внастоящем
стандарте, не препятствуют и не исключают использование дополнительных процессов, которые организация
посчитает полез ными.
D.3.2 Ответственность и соглашения внутри и между организациями
D.3.2.1 Ответственность за процесс
Обычно организации различают разные области управленческой ответственности и действий (рисунок D.7).
Взятые вместе, эти области вносят вклад в способность организации продвигать свою продукцию на рынок. В
настоящем стандарте используется модель процессов, основанная на трех основных областях (или уровнях)
ответственности: ответственность предприятия, ответственность проекта и техническая ответственность. Врамках
каждой организации скоординированное множество процессов предприятия, проектных и технических процес
сов способствует эффективному созданию и использованию систем, содействуя, таким образом, достижению
целей организации.
Различные организации и различные области ответственности внутри организации устанавливают между
собой рабочие взаимоотношения и подтверждают свою ответственность путем заключения соглашений. Эти
соглашения унифицируют и координируют вклады, сделанные различными областями ответственности с целью
достижения общих бизнес-целей.
D.3.2.2 Процессы заключения соглашения
Организации являются производителями и потребителями систем, тоесть они торгуют продуктами и услуга
ми. Одна организация может, выступая в качестве приобретающей стороны, ставить задачу другой организации,
выполняющей роль поставщика продуктов или услуг, что достигается путем соглашений между ними.
Вообще, организации одновременно или поочередно выступают и как приобретатели, и как поставщики систем.
Например, на рисунке D.7 вертикальные отношения организаций А и В могут рассматриваться как отношения
организаций-поставщиков, осуществляющих торговлю в течение одного этапа жизненного цикла. Аналогично
отношения орга низаций А и С могут представлять отношения организаций, последовательно принимающих
ответственность за осуществление стадий жизненного цикла.
Процессы заключения соглашений могут применяться с меньшими формальностями, если приобретаю
щая сторона и поставщик принадлежат одной организации. Подобным же образом эти процессы могут использо
ваться в рамках организации для согласования распределения ответственностей на уровне предприятия, проек
та и технических функций.
D.3.2.3 Процессы предприятия
Процессы предприятия связаны с гарантиями того, что потребности и ожидания заинтересованных сторон,
взаимодействующих с организацией, будут удовлетворены. На стратегическом уровне процессы предприятия
связаны с управлением и совершенствованием бизнеса или обязательств организации, с обеспечением и раз
вертыванием ресурсов иактивов и суправлением рисками вконкурентных или неопределенных ситуациях. Ответ
ственность за эти процессы обычно несет высший уровень организации.
Процессы предприятия создают устойчивый имидж предприятия для многих организаций и подразу
мевают в качестве движущей силы коммерческий успех или прибыль. Тем не менее, процессы предприятия в
равной степени относятся и к бесприбыльным организациям, поскольку эти организации также подотчетны
заинтересованным сторонам, ответственны за ресурсы и сталкиваются с рисками в своей деятельности. Таким
образом, настоящий стандарт может применяться как бесприбыльными, так и создающими прибыль
организациями.
D.3.2.4 Процессы проекта
Процессы проекта связаны с управлением ресурсами и активами, распределяемыми управленческим пер
соналом предприятия, и с их использованием для безусловного выполнения соглашений, заключенных органи
зацией. Они относятся к управлению проектами, в частности к планированию в терминах затрат, сроков выполне
ния идостижения результатов, к контролю мероприятий для гарантии того, что они соответствуют планам и техни
ческим критериям, а также к определению и выбору корректирующих действий, устраняющих задержки вразвитии и
недостатки в достижениях.
Обычно в одной организации может осуществляться сразу несколько проектов. Процессы проекта могут
использоваться для обеспечения инфраструктуры организации на корпоративном уровне, например, оборудова
ния, обеспечивающих служб, технологической базы.
50