ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005
П р и м е ч а н и е — В число правообладателей могут входить пользователи, организации, занимающиеся
обслуживанием, разработчики, производители, инструкторы, ремонтные организации, организации по перера
ботке отходов, организации поставщика и приобретающие стороны, регулирующие органы, представители обще
ственности и тд. В случае, если непосредственная идентификация неосуществима (например, для потребитель
ских товаров и услуг), могут выбираться представители или доверенные лица правообладателей (например, для
проведения маркетинговых исследований);
b
)выявлять требования правообладателей.
П р и м е ч а н и е — Требования правообладателей могут выражаться в форме потребностей, пожеланий,
ожиданий и воспринятых ограничений отдельных правообладателей, которые, в свою очередь, выражаются в
терминах моделей (текстовых или формальных), ориентированных на цели и поведение системы и описываю щих
систему в контексте среды и условий функционирования. Для осуществления этих действий может быть по лезной
модель качества продукции, например соответствующая [9]. В требованиях правообладателей должны
учитываться нужды, потребности общества и ограничения, налагаемые приобретающей организацией, а также
возможностями и способностями обслуживающего персонала. При выборе решения необходимо исключать
необоснованные ограничения. Рекомендуется ссылаться на источники, например на ходатайства или соглаше
ния (если возможно, указывать их законность и обоснование), а также на допущения правообладателей и значе ние,
которое правообладатели придают выполнению своих требований. Для ключевых потребностей правообла дателей
необходимо устанавливать показатели результативности, определенные таким образом, чтобы эксплуа
тационные характеристики могли быть измерены и оценены;
c) определять ограничения системных решений, которые являются неизбежным следствием суще
ствующих соглашений, управленческих или технических решений.
П р и м е ч а н и е — Ограничения могут возникать в результате существования примеров или областей
решения, определенных правообладателями; решений по реализации, принятых на более высоких уровнях сис
темной иерархии; требований по использованию определенных обеспечивающих систем, ресурсов или персона
ла;
d)определять представительный набор последовательныхдействийдля идентификации всех требу
емых функциональных возможностей, которые отвечают предполагаемым сценариям и средам функцио
нирования и сопровождения.
П р и м е ч а н и е — Сценарии используются для анализа функционирования системы 8 заданной среде с
целью установления требований, которые формально не были заданы ни одним из правообладателей, напри
мер. юридические, регулирующие и социальные обязательства. Определяются и анализируются условия исполь
зования системы. Содержательному анализу подлежат мероприятия, которые осуществляют пользователи для
достижения целей системы, а также основные характеристики конечных пользователей системы (например,
предполагаемая квалификация, степень выносливости), характеристики физической среды (например, уровень
освещенности, температура), а также любое используемое оборудование (например, защитное оборудование
или аппаратура связи). Также анализируются социальное воздействие и воздействие организации на пользова
телей. которые могут повлиять на применение системы или сдерживать процесс проектирования системы;
e) определять взаимодействие между пользователями и системой.
П р и м е ч а н и е — Устанавливаются требования кудобству применения, при этом, как минимум, задаются
наиболее эффективные, результативные и надежные рабочие характеристики человека и его взаимодействия с
системой. По возможности используются соответствующие стандарты, например [10]. и признанные профессио
нальные достижения, применяющиеся для определения:
1) физических, умственных способностей и способностей к обучению;
2) рабочих мест, среды и инструментов, в том числе и используемого оборудования;
3) нормальных, необычных и чрезвычайных ситуаций:
4) набора, обучения и развития операторов и пользователей;
0 устанавливать и специфицировать экологические, медицинские требования, требования безопасно
сти и другие требования правообладателей, имеющие отношение к критическим показателям.
Примечание — Следует идентифицировать риски по безопасности и. если необходимо давать гарантии,
то устанавливать требования и функции для обеспечения безопасности. Сюда относятся риски, связанные с
методами работы и ее обеспечением, здоровьем и безопасностью, угрозами собственности и внешними воздей
ствиями. При этом необходимо использовать соответствующие стандарты, например [19]. и признанные профес
сиональные достижения. Следует идентифицировать риски по защите и. если необходимо давать гарантии, то
20