ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005
e) продемонстрировать, что система установлена надлежащим образом.
П р и м е ч а н и е — Приемочные испытания, указанные в соглашении о поставке, могут продемонстриро
вать правильность установки. Если точное место размещения или среда функционирования недоступны, выбира
ется репрезентативный пример:
f) активизировать систему;
д) продемонстрироватьспособность установленной системы выполнятьтребуемые функции.
П р и м е ч а н и е — В содержании приемочных испытаний, указанных в соглашениях, могут определяться
критерии, демонстрирующие, что системный обьект способен выполнять требуемые функции после установки на
месте эксплуатации при обслуживании штатными операторами;
h) вести документированный учетданных поустановке, включая рабочую конфигурацию, обнаружен
ные отклонения, предпринятые действия и уроки, извлеченные из опыта этихдействий.
Примечание — Отчет по итогамустановки системы должен включать наряду с техническими сведениями
сведения о недостаточности и неполноте системных требований. В случав обнаружения несоответствий в интер
фейсе между системой, заданной средой функционирования и любыми системами, обеспечивающими стадию
использования системы, необходимо проводить корректирующие действия и (или) изменить требования.
5.5.9 Процесс валидации
5.5.9.1 Цель процесса валидации
Цель процесса валидации заключается в получении объективныхдоказательств того, что функции,
обеспечиваемые системой при ее использовании, соответствуют требованиям правообладателей.
В ходеданного процесса выполняется сравнительная оценка и подтверждается тот факт, что требо
вания правообладателей правильно определены. В случае обнаружения отклонений они регистрируются и
корректируются. Валидация системы утверждается правообладателями.
5.5.3.2 Результаты процесса валидации
В результате успешного осуществления процесса валидации:
a) определяется стратегия валидации;
b
) подтверждается готовность к выполнению функций, требуемых правообладателями;
c) предоставляютсяданные валидации;
d) составляется отчет по данным валидации, на основании которых можно осуществить корректирую
щиедойствия.
5.5.9.3 Деятельность в процессе валидации
При реализации процесса валидации организация должна осуществлять следующиедействия в со
ответствии с принятой политикой и процедурами:
a) определять стратегию валидации реализуемых системой функций в среде функционирования при
условиидостижения удовлетворенности правообладателей.
П р и м е ч а н и е — Посредством оценки функциональных возможностей, представляемых правооблада
телям. валидация демонстрирует, что создан «правильный обьект» системы, то есть он соответствует цели и
удовлетворяет потребителя. Валидация проводится начиная с самых ранних этапов жизненного цикла. Напри
мер, бумажные прототипы, имитационные модели или макеты системы, находящейся в разработке в соответству
ющем представлении окружающей среды, могут быть использованы для валидации на стадии формирования
концепции будущей системы. Содержание и масштаб процесса валидации зависят от того, подвергается ли вали
дации модель, прототип или реальная система, от рисков (например, новизна, безопасность, факторы техничес
кой и коммерческой критичности), от соглашений и организационных ограничений и от требований правооблада
телей. Валидацию созданного продукта могут проводить поставщик, приобретающая сторона или ее представи
тель. Ответственность сторон устанавливается в соглашении:
b
)подготавливать план валидации.
П р и м е ч а н и е — Валидация основана на требованиях правообладателей. В случае необходимости
определяются этапы валидации, например, различные состояния при функционировании, сценарии и задании.
Это постепенно создает уверенность в соответствии установленной системы заданным требованиям и помогает
при диагностике любых отклонений. Методы и способы, требуемые для реализации стратегии валидации, зада
ются согласно цели, условиям и критериям соответствия для каждой валидации. В случае если требования
правообладателей не могут быть заданы полностью или они часто изменяются, можно использовать многократ ную
валидацию для последовательного уточнения требований правообладателей и уменьшения рисков при усло вии
правильного определения потребностей. Например, стандарт (13) описывает итерационный жизненный цикл, в
который вовлечены пользователи;
29