ГОСТ Р 54049—2010
V
Процессный подход
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедре-
нии и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворен-
ности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менед-
жмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы
и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто
выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействи-
ем, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть
определены как «процессный подход».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечи-
вает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
a) понимания и выполнения требований;
b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;
c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их резуль-
тативности;
d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном
подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4—8. Эта модель по-
казывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в
качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о вос-
приятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает
все основные требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.
П р и м е ч а н и е — Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл «Plan — Do — Check — Act»
(PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
- планирование (plan) — разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соот-
ветствии с требованиями потребителей и политикой организации;
- осуществление (do) — внедрение процессов;
- проверка (check) — постоянные контроль и измерение процессов и продукции в
- сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;
- действие (act) — принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.
Рисунок 1 — Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе