ГОСТ Р 54049—2010
22
Приложение А
(справочное)
Основные этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества
в области метеорологического обслуживания авиации
Разработку и внедрение СМК в области метеорологического обслуживания авиации следует планировать на
основе следующих последовательных этапов:
1) обязательство руководства
Делом первостепенной важности является получение официального обязательства от высшего руководства
организации обеспечить разработку СМК необходимыми ресурсами;
2) создание проектной группы
Должен быть назначен руководитель проектной группы, имеющий опыт работы в области обеспечения ка-
чества метеорологической информации, который впоследствии становится, как правило, представителем руко-
водства в области качества. Работа проектной группы должна направляться руководителем организации (пред-
ставителем руководства в области качества) или управляющим комитетом (Советом по качеству), возглавляемым
руководителем. В качестве исходной точки проектная группа готовит проект бизнес-плана (бюджет) и согласовы-
вает его с высшим руководством;
3) услуги внешнего консультанта
Внешний консультант (представитель аккредитованного органа по сертификации) оказывает помощь в под-
готовке документации СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Как вариант, разработка СМК может
проводиться силами самой организации. С этой целью персоналу, хорошо знакомому с деятельностью органи-
зации, следует обеспечить интенсивное изучение стандартов ИСО серии 9000. После такого обучения их можно
включить в проектную группу для обеспечения успешной разработки СМК и подготовки ее к сертификации на соот-
ветствие ГОСТ Р ИСО 9001. Возможно организовать такое обучение в виде курсов повышения квалификации «на
месте» или централизованно;
4) анализ имеющихся недостатков в области обеспечения качества продукции
Анализ имеющихся недостатков в области обеспечения качества продукции проводится путем идентифи-
кации (выявления) и документирования обнаруженных несоответствий в процессах подготовки и предоставления
метеорологической информации и определение причин их возникновения. Объективная оценка процессов позво-
ляет наметить необходимые действия для того, чтобы устранить имеющиеся проблемы и обеспечить соответствие
требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;
5) обучение персонала
Возможность обучения должна быть представлена всему персоналу организации, претендующей на получе-
ние сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001. Это неотъемлемая часть устойчивого функционирования СМК.
Такое обучение должно включать:
- базовое обучение всего персонала для повышения его осведомленности относительно СМК;
- методическуюподготовкуперсонала,ответственногозаподготовкудокументации,требуемой
ГОСТ Р ИСО 9001;
- подготовку внутренних аудиторов из персонала, выбранного для проведения внутренних аудитов СМК;
6) разработка документации
Документация разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Политика и цели в обла-
сти качества, руководство по качеству, документированные процедуры для процессов, должностные инструкции и
другие документы СМК доводятся до персонала в рабочем порядке;
7) официальное внедрение системы менеджмента качества
Официальное внедрение системы менеджмента качества включает официальное оформление факта вне-
дрения СМК (приказ организации), реальное использование разработанных процедур, реализацию функций мо-
ниторинга процессов и продукции, а также выполнение корректирующих действий по выявленным недостаткам в
рамках цикла: планируй — делай — проверяй — улучшай;
8) внутренний аудит
Перед сертификацией, разработанной СМК, подготовленные внутренние аудиторы должны провести один
или несколько внутренних аудитов системы. Внутренние аудиторы в соответствии с утвержденной программой
должны будут идентифицировать любые несоответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и предлагать меры по
устранению выявленных несоответствий. Персонал, деятельность которого связана с выявленными несоответ-
ствиями, обязан выполнить соответствующие корректирующие и предупрждающие действия;
9) сертификационный аудит
Успешное завершение вышеуказанных работ может свидетельствовать, что организация готова приступить
к сертификационному аудиту. Обычно орган по сертификации требует, чтобы СМК функционировала по меньшей
мере в течение трех месяцев, прежде чем организация приступит непосредственно к сертификационному аудиту
СМК.