ГОСТ Р 54049—2010
IV
Введение
Цель метеорологического обслуживания авиации — это содействие безопасному, регулярному и
эффективному осуществлению аэронавигации.
Достижение указанной цели осуществляется путем снабжения пользователей своевременной и
достоверной метеоинформацией.
К пользователям метеоинформации относятся эксплуатанты воздушных судов, члены летного
экипажа, органы обслуживания воздушного движения, поисково-спасательной службы, администрации
аэропортов и другие органы, деятельность которых связана с осуществлением или развитием аэро-
навигации.
ИКАО и ВМО на основе требований стандарта ИСО 9001 совместно разработали для нацио-
нальных гидрометеорологических служб рекомендации и принципы разработки и внедрения системы
менеджмента качества (СМК) в области метеорологического обслуживания авиации (Руководство по
системе управления качеством для предоставления метеорологического обслуживания для междуна-
родной аэронавигации [1]).
Рекомендуемая практика по внедрению стандартов СМК в области метеорологического обслужи-
вания авиации включает следующие требования:
- СМК должна быть согласована с требованиями стандартов ИСО серии 9001;
- СМК должна гарантировать соответствие предоставляемой потребителям метеорологической
информации действующим требованиям;
- СМК должна включать процедуры верификации/валидации, касающиеся производства наблюде-
ний, прогнозирования и обмена оперативной метеорологической информацией (OPMET).
Для оценки и подтверждения соответствия СМК установленным требованиям должны проводить-
ся аудиты системы.
Требования к метеорологическому обслуживанию аэронавигации изложены в документах [2] и [3],
региональных аэронавигационных планах ИКАО и нормативных документах Российской Федерации в
области метеорологического обслуживания авиации.
Настоящий стандарт ориентирован на учет специфики создания СМК в организациях, работающих
в области метеорологического обслуживания авиации и включает требования ГОСТ Р ИСО 9001—2008,
заключенные в рамки; пояснения и дополнения, учитывающие специфику рассматриваемой области
применения СМК и представляющие собой особые или дополнительные требования к применению
ГОСТ Р ИСО 9001—2008, приведены вне рамок.
Этапы разработки и внедрения СМК приведены в приложении А.
Общие положения
Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации.
На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:
a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
b) изменяющиеся потребности;
c) конкретные цели;
d) выпускаемая продукция;
e) применяемые процессы;
f) размер и структура организации.
Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества
или их документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются
дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как «Приме-
чание», носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего
требования.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая орга-
ны по сертификации, в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей,
требования к продукции, являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим
законодательством (далее — обязательные требования), и собственные требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установ-
ленные ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000.