ГОСТ Р 56923—2016
если соглашение требует, чтобы аттестация (валидация) была проведена поставщиком перед пере
дачей. Для этого обычно используется процесс поддержки приемки программных средств. Соответ
ствующая передача должна быть выполнена снизу вверх для каждого системного элемента, составной
системы и рассматриваемой системы.
Для передачи должны соответственно учитываться упаковка и отгрузка, установка и гарантии, что
каждая сторона должным образом подготовлена к установке системы. Действия передачи будут зави
сеть от стадии жизненного цикла и положения системы в пределах структуры системы.
5.4.3.3.6 Процесс поддержки приемки программных средств
Для установления соответствия между функционированием и характеристиками системы относи
тельно требований заинтересованных сторон и других требований соглашения может использоваться
процесс поддержки приемки программных средств. Аттестация (валидация) во время этого процесса
должна гарантировать, что была реализована или скомплексирована «правильная» система, выполня
ющая требования заинтересованной стороны или оправдывающая ожидания. Множество требований
заинтересованных сторон, используемых для аттестации, является выходным результатом для про
цесса определений требований правообладателей. Для того, чтобы выполнить аттестацию в ее факти
ческой эксплуатационной окружающей среде (рассматривающий другие системные элементы установ
ления связи с компьютером или в рассматриваемых системах) или в моделируемой эксплуатационной
окружающей среде, должна использоваться реализованная, скомплексированная и верифицированная
система. Окружающая среда аттестации зависит от положения системы в структуре системы. Форма
системы будет зависеть от стадии жизненного цикла, в которой выполняется аттестация.
Аттестациядолжна быть проведена, чтобы продемонстрировать, что «правильная» система была
реализована или скомплексирована после того, как та же самая система была верифицирована, ис
пользуя процесс квалификационного тестирования системы. Система должна быть верифицирована
на то. что она была правильно реализована или скомплексирована прежде, чем показать, что это «пра
вильная» система.
Аттестация может быть выполнена приемлемым образом с имитацией или математическим мо
делированием. с технологическим прототипом, с опытным прототипом или с поставленной или ин-
сталированной системой, чтобы удовлетворить входные или выходные критерии применимой стадии
жизненного цикла системы и соглашения. По возможности и приемлемости аттестация должна быть
выполнена с использованием операторов или пользователей, ожидаемых при эксплуатации.
Аттестация может быть завершена или до передачи приобретающей стороне, или после пере
дачи. как определено в соглашении. Если аттестация системы («как смоделировано», «как построено»
или «как скомплексировано» и «как верифицировано») выполнена перед передачей, то поставщик нор
мально осуществляет передачу. В ином случае приобретающая сторона аттестует «как поставлено»
систему до комплексирования с другими приобретенными системами более низкого уровня и систем
ными элементами, применимыми к комплексируемой системе. Процесс поддержки приемки программ
ных средств может быть выполнен с использованием математической или имитационной модели, ког да
стоимость аттестации является воздействующим фактором или где эксплуатационная окружающая
среда не всегда доступна.
Для того, чтобы выполнить процесс поддержки приемки программных средств, существует не
сколько подходов, таких как перечислено ниже:
a) аттестация на соответствие требованиям приобретающей стороны и заинтересованной сто
роны. используя те же самые методы, что используются для верификации, то есть анализ (включая
моделирование или математическое моделирование), экспертизу, демонстрацию н/или тестирование;
b
) сертификационные тесты на соответствие установленным требованиям;
c) приемочные испытания с использованием эксплуатационных процессов и персонала в эксплу
атационной окружающей среде;
d) как определено в соглашении.
Используемый подход зависит от стадии жизненного цикла системы, в которой аттестация прово
дится с учетом стоимости, сроков, уровня системы в пределах структуры системы и доступных ресур
сов.
Ошибки при аттестации могут быть результатом неадекватного проведения аттестации или не
надлежащего преобразования требований заинтересованных сторон в предпочтительное решение
для проектирования архитектуры. Отклонения, обнаруженные при аттестации, должны быть соответ
ственно разрешены до передачи системы (или системного элемента или рассматриваемой системы)
приобретающей стороне (если аттестация сделана поставщиком) или до комплексирования с другими
41