ГОСТ РИСО 13678—2015
регистрируют крутящий момент и угол поворота. Эти данные записывают, затем ослабляют свинчивание образца,
для чего меняют направление крутящего момента, и извлекают образец из испытательной установки. Обе детали
образца развинчивают настолько, чтобы были видимы почти все витки резьбы за исключением двух-трех послед них
витков, и на сопрягаемые поверхности вновь наносят резьбовую смазку. Образец снова свинчивают вручную и
помещают в установку. После этого записывают данные следующего цикла испытания. Такие циклы повторяют не
менее восьми и не более десяти раз. Не менее восьми циклов образуют одну серию испытаний, данные этих циклов
используют для расчетов, описанных в I.4.3.6. Если выполняют бопее восьми циклов, данные любого из лишних
циклов (9 или 10) могут быть отброшены.
1.4.3.5 Осмотр образца
После завершения серии испытаний образец очищают, как описано в I.4.3.2. В случае обнаружения на со
прягаемых поверхностях признаков задиров резьбовую смазку бракуют и испытание прекращают. Для выявления
пластической деформации образца до и после каждого испытания измеряют диаметр цилиндрического участка
образца с точностью до 0,025 мм. результаты измерений записывают. Такое измерение выполняют после очистки
образца. Если изменение диаметра превышает 0.127 мм. то испытание признают недействительным.
1.4.3.6 Обработка данных
Результатом каждого отдельного испытания резьбовой смазки, при определении зависимости крутящего мо
мента от утла поворота, является наклон т прямой, подобранной методом наименьших квадратов к кривой графи ка
зависимости крутящего момента от угла поворота, в интервале крутящих моментов от 271 до 407 Н м. Для этого
должно быть использовано не менее двадцати пар данных.
Конечные наклоны т по результатам 8— 10 циклов по I.4.3.4 подвергают статистическому анализу для опре
деления среднего наклона и среднеквадратичного отклонения а для восьми циклов испытаний при помощи следу
ющих формул:
Я Л - А Х Г - Т )
(
1
.
1
)
Щ А -Л У
„гм
(
1
-
2
)
N
N n T
( m V O t f
(
1 3
)
W x (W -1)
гдеА — измеренный угол поворота;
А
— среднее значение измеренных углов поворота;
m — наклон прямой;
N = 8;
s — средний наклон;
Т — измеренный крутящий момент;
Т
— среднее значение измеренных крутящих моментов.
I.4.3.7 Трибологический коэффициент
Трибологический коэффициент резьбовой смазки определяют по следующей формуле:
S.+S.
(1-4)
где S,средний наклон для первой серии испытаний с резьбовой смазкой контрольного эталонного
состава;
S2
средний наклон для серии испытаний с испытуемой резьбовой смазкой;
средний наклон для второй серии испытаний с резьбовой смазкой контрольного эталонного
состава.
32