ГОСТ РИСО 13678—2015
Трибологические свойства резьбовой смазки зависят от нескольких внешних факторов. К таким
внешним факторам относится геометрия соединения, механическая обработка поверхности, покрытие
контактирующих поверхностей, относительная диаметральная скорость (число оборотов свинчивания в
минуту) элементов соединения в процессе свинчивания, толщина слоя резьбовой смазки и контактное
давление на поверхность. При разработке программы испытаний для определения трибологических
свойств и при применении резьбовой смазки в промысловых условиях должны быть учтены каждый из
этих факторов.
Для определения трибологических свойств резьбовой смазки должны быть проведены лаборатор
ные испытания, результаты испытанийдолжны быть сохранены. Испытание, описанное в приложении I,
предназначено для сравнения свойств испытуемой резьбовой смазки и резьбовой смазки с заданным
контрольным эталонным составом.
На концы муфты, соединяющей обсадные, насосно-компрессорные или трубопроводные трубы,
могут быть нанесены разные резьбовые смазки, при этом трибологические свойства соединения, свин
ченного в заводских условиях, и соединения, свинченного в промысловых условиях, могут быть раз
личны. что может привести к чрезмерному свинчиванию и сопряжению соединения, свинченного в за
водских условиях, до того как будет обеспечено необходимое сопряжение соединения, свинчиваемого в
промысловых условиях. Крутящий момент, необходимый для надлежащего свинчивания резьбовых
соединений, должен быть определен в соответствии с требованиями стандартов [2] или [10] или в соот
ветствии с рекомендациями изготовителя резьбовых соединений.
6.3Обеспечение резьбовыми смазками стойкости при предельном контактном давлении
(стойкости к задирам) соединений обсадных, насосно-компрессорных и трубопроводных труб
Резьбовая смазка должна обеспечивать сопротивление адгезионному износу (образованию за-
диров металла) сопрягаемых поверхностей соединения при воздействии предельного контактного дав
ления.
Высокое контактное давление может возникнуть в резьбовых соединениях под воздействием раз
личных факторов, как в процессе изготовления, так и во время эксплуатации в промысловых услови ях.
Производственные факторы включают факторы, связанные с изделием, такие как геометрические
параметры (длина резьбы, толщина стенки труб и муфт), и технологические факторы, такие как, меха
ническая обработка (конусность резьбы, шаг и углы наклона профиля резьбы), отделка поверхности и
нанесение покрытий. Эксплуатационные факторы включают повреждение соединений при перемеще
нии. загрязнение контактирующих поверхностей, недостаточное количество резьбовой смазки или ее
неправильное нанесение, нарушение соосности при свинчивании и приложение несоответствующего
крутящего момента.
Важным фактором является значительная склонность некоторых материалов к образованию за-
диров по сравнению с другими материалами. Склонность к задирам при контакте двух гладких метал
лических поверхностей увеличивается при повышении сходства материалов по химическому составу,
по относительной твердости и при снижении фактической твердости. Химический состав и твердость
каждого элемента сопрягаемой пары трубных изделий нефтяного назначения (OCTG) практически оди
наковы. Соответственно. OCTG обладают относительной склонностью к задирам. По этой причине, для
надлежащей стойкости соединения к задирам, на один из элементов соединения обычно наносят по
крытие. например, фосфато-цинковое или фосфато-марганцевое или применяют модифицированную
резьбовую смазку АПИ.
Увеличение применения упрочненных закалкой сталей, а также повышенная склонность к зади
рам мартенситных хромистых сталей, двухфазных нержавеющих сталей и никелевых сплавов, требует
принятия всех возможных мер предосторожности на каждом этапе подготовки поверхности, при нанесе
нии покрытий, выборе резьбовых смазок и их нанесении, перемещении и свинчивании соединений для
того, чтобы предотвратить появление эадиров.
Для определения стойкости системы резьбовая смазка—соединение при предельном контактном
давлении (стойкости к образованию задиров) должны быть проведены лабораторные испытания, ре
зультаты испытаний должны быть сохранены. Испытание, описанное в приложении J. предназначено
для сравнения свойств испытуемой резьбовой смазки и резьбовой смазки заданного контрольного эта
лонного состава, приведенного в приложении В.
Для особых условий эксплуатации, должна быть оценена стойкость к задирам системы резьбовая
смазка—соединение. Для этого должны быть проведены испытания на многократное свинчивание и
8