Судья Гаева Л.В. Дело № 33-5176/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург
10.04.2019
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Кайгородовой Е.В.,
Коренева А.С.
при секретаре судебного заседания Камаловой И.К. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Андрея Федоровича к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Ирбитского района» об исключении площади подвала из площади общего имущества, учитываемого при расчете платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, возмещении убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе истца на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 25.12.2018.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения истца Овчинникова А.Ф., представителей ответчика Шиховой Т.И., Кабановой И.В., судебная коллегия
Установила:
Овчинников А.Ф. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных исковых требований, что он является собственником квартиры адрес. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Ирбитского района» (далее - МУП «ЖКХ Ирбитского района»), которое при расчете платы за услугу «электроэнергия в целях содержания общего имущества» в состав площади дома незаконно включает площадь подвала. С учетом уточненных исковых требований Овчинников А.Ф. просил обязать ответчика исключить площадь подвала при расчете платы «электроэнергия в целях содержания общего имущества многоквартирного дома», возместить истцу убытки в сумме 1805 руб. 20 коп. за период с января 2017 года по ноябрь 2018 года, взыскать с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 84 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 1500 руб., а также штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 25.12.2018 исковые требования Овчинникова А.Ф. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, истец принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал, что по информации БТИ площадь подвала не входит в общую площадь помещений многоквартирного дома. Акт технического состояния, приложенный к техническому паспорту, не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку составлен при приемке дома на облуживание руководителем и бухгалтером жилищно-эксплуатационной организации от передающей стороны. О подложности данного доказательства в суде первой инстанции истец не смог заявить, поскольку узнал о нем только при ознакомлении с материалами дела. В договоре управления многоквартирным домом сведения о наличии в составе общего имущества подвала отсутствуют, изменения в технический паспорт дома не внесены. Кроме того, считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчика с доводами жалобы не согласились, считая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ОАО «Энергосбыт Плюс» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении третьего лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается, Овчинников А.Ф. является собственником жилого помещения - адрес.
Управление многоквартирным домом адрес осуществляет МУП «ЖКХ Ирбитского района». 14.11.2018 между сторонами заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 79-92).
Из ответа управляющей организации, представленных справки о расчетах, квитанции на плату жилищно-коммунальных услуг следует, что начисление Овчинникову А.Ф. платы за электроэнергию на общедомовые нужды осуществляется с учетом норматива потребления при определении площади мест общего пользования в размере 623,9 кв.м. (л.д. 8, 16-21, 22).
В анкете многоквартирного дома адрес общая площадь всех помещений в вышеназванного доме указана как 1428,60 кв.м., из которой общая площадь жилых помещений – 1295,70 кв.м., общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества – 132,90 кв.м. (л.д. 38-39).
Согласно техническому паспорту на указанный многоквартирный жилой дом по состоянию на 21.11.1986, общая полезная площадь дома составляет 1 428,6 кв.м., в том числе жилые помещения 1295,7 кв.м., площадь лестничных клеток - 132,9 кв.м., отдельно учтена площадь подвала в размере 564,3 кв.м. (л.д. 45-70).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что включение площади подвала в размер общего имущества многоквартирного дома при расчете спорной платы не противоречит положениям действующего законодательства, в том числе ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ).
Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на 01.01.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 10.08.2017 п. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1)
исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2)
исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее – Правила № 306) установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 37 Приложения N 1 к Правилам № 306 предусматривает, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии, в том числе, такой группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, как осветительные установки, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены.
Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с п. 37 Правил № 306 по формуле N 34, в которой в Sои входят все помещения без исключения, то есть помещения, отнесенные ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества правомерно учитывается площадь подвала.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сведения о наличии подвала площадью 564,3 кв.м. содержатся не только в акте технического состояния жилого дома от 28.12.1993, но и в самом техническом паспорте дома (л.д. 66). Более того, из пояснений истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что освещаемый подвал в многоквартирном доме имеется, в нем расположены инженерные сети, а также лари, используемые собственниками в личных целях.
Анкета многоквартирного дома, на которую ссылается истец, носит информационный характер, поскольку в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение ирбитского районного суда Свердловской области от 25.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Ф. Лимонова
Судьи: Е.В. Кайгородова
А.С. Коренев