ГОСТ Р 41.107-99
5.5.2.5Пробки заливных горловин топливных баков должны быть сконструированы и изго
товлены таким образом, чтобы исключалось их непроизвольное открытие.
5.5.3 Топливные баки
5.5.3.1 Каждый топливный бак должен быть прочно закреплен. В целях обеспечения зашиты
в случае лобового столкновения или удара сзади ни одна из частей топливного бака не должна
находиться на расстоянии менее 60 см от передней части транспортного средства или менее 30 см
от задней части транспортного средства.
5.5.3.2 Ни одна из частей топливного бака не должна выступать за пределы габаритной
ширины кузова.
5.5.3.3 Все топливные баки должны подвергаться гидравлическому испытанию на внутреннее
давление, проводимому на отдельном комплекте с заливным патрубком, горловиной и пробкой
серийного производства. Бак наполняется до краев водой. После перекрытия всякого сообщения с
атмосферой следует постепенно увеличиватьдавление через приемную трубку топливопровода, пока не
достигается относительное давление, вдвое превышающее рабочее, но не менее 0,3 бара, которое
должно поддерживаться на протяжении 1 мин. В течение этого времени образование трещин в
стенках бака и утечка не допускаются, однако в этом случае может иметь место остаточная дефор
мация.
5.5.3.4 Топливные баки должны изготавливаться из материалов, устойчивых к коррозии.
5.5.3.5 Любое избыточное даатение или любое давление, превышающее рабочее, должно
автоматически компенсироваться соответствующими устройствами (выпускными вентилями, предо
хранительными клапанами и т. д.). Выпускные вентили должны быть сконструированы таким
образом, чтобы полностью исключить опасность возникновения пожара.
5.5.4 Система подачи топлива
5.5.4.1 В отделении водителя или пассажирском салоне не должно размещаться никаких
приборов топливной системы.
5.5.4.2 Топливопроводы и все остальные части системы питания должны размещаться таким
образом, чтобы обеспечивалась их защита в той мере, насколько это возможно.
5.5.4.3 Перекосы, деформации в результате изгиба и вибрация всей конструкции транспорт
ного средства или двигателя не должны вызывать появления чрезмерных напряжений в топливоп
роводах.
5.5.4А Соединения гибких трубок или шлангов с жесткими элементами системы питания
должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечивалась их герметич
ность в различных условиях эксплуатации транспортного средства независимо от естественного
старения, перекосов, деформаций в результате изгиба или вибрации всей конструкции транспорт ного
средства или двигателя.
5.5.4.5 В случае утечки топлива из любой части системы оно должно свободно стекать на
поверхность дороги и ни в коем случае не должно попадать на выпускную систему.
5.5.5 Аварийный выключатель
Должен предусматриваться аварийный выключатель, предназначенный для уменьшения опас
ности пожара после остановки транспортного средства. Такой аварийный выключатель должен:
5.5.5.1 располагаться в пределах досягаемости сидящего на своем месте водителя;
5.5.5.2 быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства
предотвращения случайного срабатывания. В непосредственной близости от аварийного выключа
теля должны быть указаны четкие инструкции относительно способа использования, например:
«Снять крышку и повернуть рычаг вниз! Включать только после остановки транспортного средства*;
5.5.5.3 при приведении его в действие одновременно приводить:
5.5.5.3.1 к быстрой остановке двигателя;
5.5.5.3.2 в действие выключатель аккумулятора, установленного как можно ближе к
аккумулятору и отключающего, по крайней мере, одну его клемму от электрической цепи, кроме
цепи,обеспечивающей функцию, предписываемую в 5.5.5.3.3, цепей, которые обеспечивают
непрерывное функционирование тахографа, а также тех приборов, внезапное выведение из строя
которых может привести к возникновению большей опасности, чем та, которая предотвращается,
например:
5.5.5.3.2.1 аварийного внутреннего освещения;
9