ГОСТ Р 57211.4—2016
часть программы. Полученные данные (рисунки 18—20), явившиеся результатом 55-минутного непре
рывного измерения и записи вибрации, были переданы для независимого анализа в 20 разных органи
заций Европы (рисунки 21—23).
Записьданных, организованная Университетом Кренфилда (см. (3)), была получена в ходе поезд
ки из центральной Англии в центральную Германию (рисунки 24 и 25). Запись осуществлялась по
12 каналам на два устройства с применением трехкомпонентного датчика вибрации, закрепленного на
грузовой платформе. Параллельно велась также запись скорости движения транспортного средства,
в качестве которого был выбран 10-тонный грузовой автомобиль конструкции начала 70-х годов
прошло го века с колесной формулой 4*4, предназначенный для передвижения по пересеченной
местности. Изначально спроектированный как военное транспортное средство, он был установлен на
серийную раму и претерпел другие модификации, характерные для серийного производства (в
частности, был снабжен гидравлическим подъемником). Помимо основной непрерывной записи
вибрации были сдела ны дополнительные записи во время движения подороге плохого качества и
преодоления препятствий (рисунки 26 и 27) на максимальной безопасной (по усмотрению водителя)
скорости. Данные указанных измерений вошли в [17].
Результатом проведенного анализа были построенные спектральные плотности мощности и рас
пределения мгновенных значений ускорения для каждого одночасового интервала поездки, а также для
всей поездки в целом. Кроме того, был проведен анализ распределения мгновенных значений скорости
движения транспортного средства с целью описания условий движения. Однако применение данной ха
рактеристики в целях проводимого исследования ограничено тем, что верхний предел скоростидвижения
транспортного средства был меньше того, что устанавливается для серийных грузовых автомобилей.
Измерения осуществлялись с применением аналогового записывающего устройства и калибро
ванного оборудования. Диапазон частот измерений — до 500 Гц. Разрешение при построении спек
тральной плотности мощности составило 1 Гц, а разрешение по ускорению при построении распреде
ления мгновенных значений — 0,002 д. Общий период записи, разбитой на одночасовые интервалы,
составил 7 ч. Это обеспечило высокую статистическую точность построения распределения вероятно
стей вплотьдо самых низких (самых высоких) квантилей.
3.3 Измерения Хоппе и Герока
В начале 70-х кодов прошлого века Хоппе и Герок провели исследования, результаты которых
нашли отражение в публикациях [4] и [5]. Данные исследований в части жесткости вибрационного воз
действия легли в основу нескольких национальных стандартов и. насколько можно судить, были ис
пользованы при разработке МЭК 60721-3-2:1997. Приведенный в публикациях объем данных по вибра
ции весьма ограничен, однако в отношении данных по удару он достаточен, чтобы те были включены в
настоящий стандарт.
Измерения были проведены на девяти грузовых автомобилях и трейлерах, данные о которых
приведены в таблице 3. В большинстве своем транспортные средства имели рессорную подвеску, ха
рактерную для моделей, выпускаемых между 1946 и 1970 годами. Все испытания проводились на сухом
дорожном покрытии по замкнутому маршруту, включающему в себя:
- 70 % асфальтового и бетонного покрытия:
- 18 % поврежденного и восстановленного покрытия;
- 10 % ухабистой грунтовой дороги;
- 2 % булыжного покрытия.
Кроме того, маршрут включал в себя четыре рельсовых переезда. Скорость движения по марш
руту варьировалась от 35 до 45 км/ч в условиях города до 70 км/ч на открытой трассе. На грунтовой
дороге скорость падала до 10—20 км/ч. Измерения были проведены в условиях различной степени
загрузки транспортных средств.
Данные о вибрации ограничены типичным спектром (рисунок 28) и огибающими спектров (рису
нок 29) отдельно для грузовых автомобилей идля прицепов и полуприцепов. Опубликованные данные
по ударам приведены в таблицах 4 и 5 и на рисунке 30.
Измерения ускорения проводились в трех направлениях над задней осью, в вертикальном на
правлении посредине грузовой платформы, в вертикальном направлении у задней оси с краю плат
формы и в вертикальном направлении в передней части платформы посредине. Все шесть измерений
проводились одновременно. Регистрация данных осуществлялась с помощью аналогового записываю
щего устройства с частотной модуляцией сигнала в диапазоне частот от 1до 1250 Гц. Длительность
3