ГОСТ Р 57211.4—2016
Анализ дисперсий, выполненный по разным наборам данных, показал, что данные, полученные
в испытаниях с объявлением и без объявления цели, не различаются между собой в пределах довери
тельной вероятности 95 % при условии, что сравниваются данные, полученныедля одних и тех же
влия ющих факторов. Это позволило выполнить сопоставлениеданных, полученных в условиях
вождения ин формированным водителем по реальным дорогам без учета данных испытаний на
полигоне (рисунок 6). Причиной такого решения послужило то. что анализ дисперсий показывал
существенное различие в результатах измерений, проведенных на реальных дорогах и на тестовом
полигоне. Другое отличие про явилось в принципе начала сбора (записи) данных с участием
неинформированного водителя: по собы тию или по времени. Разница, обусловленная этими двумя
стратегиями, показана на рисунках 10—13. Из этих рисунков можно также увидеть, что разброс данных
существенно выше, если водитель не был проинформирован о целях испытаний. Это явилось еще
однимдоводом в пользу проведения измерений без информирования водителя об их целях.
В результате измерений по программе SRETS были выявлены следующие закономерности в из
менении жесткости динамического воздействия для разных влияющих факторов:
- дорожное покрытие: существенных отличий при движении по обычной дороге и по автотрассе
не выявлено, но при испытаниях на полигоне вибрация была в 2—3 раза выше, чем при езде по обыч
ной дороге;
- направление измерений: вибрация слабо зависит от направления в горизонтальной плоскости
(продольное или поперечное), но она заметно выше (от 10 до 40 %) в вертикальном направлении;
- тип транспортного средства: вибрация на тягаче оказалась несколько выше, чем на его прицепе,
а на том. в свою очередь, выше, чем на полуприцепе. Однако эта разница не очень значительна;
- загруженность транспортного средства: жесткость вибрации падает с увеличением массы груза
(для пустого грузового автомобиля она выше, чем для загруженного);
- начало сбора данных (по событию или по времени): решение вопроса о том. по какому признаку
начинается сбор данных, является весьма актуальным для современных цифровых систем измерений, в
которых часто процесс записи начинается по поступлении соответствующего сигнала. Установлено, что
если запись начинают при наступлении какого-либо события, то уровень измеренной вибрации будет
выше, чем если начинать запись в заранее определенные моменты времени. Однако в целом
характеристики как спектров вибрации, так и распределения мгновенных значений будут схожими для
обеих стратегий.
4.3 Круговые испытания CEEES для 10-тонных грузовых автомобилей
Данные испытания включали в себя измерения скорости движения транспортного средства, что
позволяло учитывать ее как фактор, влияющий на уровень вибрационных и ударных воздействий, и
установить количественные соотношения. Кроме того, запись сигнала в течение длительного интерва
ла времени улучшала качество построения плотностей распределения вероятностей вплоть до самых
низких (самых высоких) квантилей. В процессе исследований были установлены следующие законо
мерности:
- зависимость жесткости вибрации от скорости автомобиля: анализ показал, что такая зависи
мость существует (рисунок 19). Эта зависимость нелинейна — чем выше скорость движения автомоби ля.
тем выше скорость повышения уровня вибрации. Подобный вывод был подтвержден на качествен ном
уровне более поздними исследованиями SRETS;
- зависимость жесткости ударов от скорости автомобиля: анализ не показал отчетливого присут
ствия такой зависимости (рисунок 20). Удары наблюдаются в широком диапазоне скоростей движения
автомобиля;
- соотношение между вибрационным и ударным воздействиями: анализ распределений мгновен
ных значений ускорения показал, чтодля вибрации может быть построено устойчивое распределение,
близкое по форме к нормальному (рисунок 25). Показано также, что распределение для ударов похоже
на распределение для вибрации, но является более расплывшимся.
4.4 Измерения Хоппе и Герока
Данные исследования содержат недостаточный объем данных о вибрации для их сопоставления.
Более полная информация приведена в отношении ударных воздействий, что позволяет идентифици
ровать их и провести оценку для разных транспортных средств. Недостаточная информация о вибраци
онных воздействиях не дает возможность проверить качестводанных, и результаты этих исследований
7