ГОСТ Р 57211.4—2016
3 Источник данных и их качество
3.1 Программа SRETS
Программа SRETS1’, частично финансировавшаяся Евросоюзом, была выполнена в рамках со
вместного предприятия 10 европейскими агентствами и компаниями. Ее целью было определить новые
жесткости тестовых динамических воздействий на оборудование, предназначенное для перевозки ав
тодорожным транспортом, с тем чтобы включить их в стандарты СЕН и ИСО по испытаниям оборудо
вания в таре. Работы продолжались три года и были завершены опубликованием итогового отчета [1].
Этап измерения вибрации и ударов на транспорте включал в себя два отдельных исследования
(таблицы 1 и 2).
Задачей первого исследования, проводившегося в Великобритании и включавшего в себя в об
щей сложности 19 поездок, а также по дорогам Европы (см. таблицу 1). было определение характери
стик воздействия вибрации и удара во время дорожных перевозок типичных грузов (товаров). Для этого
были выполнены измерения в условиях анонимности водителя при перевозке одного и того же груза по
аналогичным маршрутам разными автомобилями одного класса (38-тонными сочлененными грузовыми
автомобилями). При этом водителям не сообщалась цель проводимых измерений.
В другом исследовании (см. таблицу 2) измерения выполнялись на тестовых полигонах Германии
с использованием двух машин в условиях идентификации водителей, в качестве которых выступали
шоферы-испытатели. Задачей этих исследований было сравнение воздействий для разных транспорт
ных средств, грузовых прицепов, грузов и дорожных покрытий. Испытания проводились для трех кон
фигураций каждого грузового автомобиля (в одном случае с прицепом) на разных скоростях движения.
Точки измерения вибрации на разных транспортных средствах показаны на рисунке 1.
В обоих исследованиях использовались твердотельные цифровые регистраторы данных. Во вто
ром исследовании запись еолась в непрерывном режиме, тогда как первом — в отдельные периоды
времени, которые определялись по уровню сигнала (500 блоков данных, соответствующих максималь
ной вибрации, по 2048 точек в каждом) и по временным отрезкам (запись блока данных из 2048 точек
каждые три минуты). Запись осуществлялась с использованием фильтра Баттерворта нижних частот с
частотой среза 1000 Гц с частотой выборки 5500 с-1. Таким образом, каждому блоку данных соответ
ствовала временная реализация длительностью 0.372 с.
В первом исследовании измерения выполнялись с применением одного трехкомпонентного пре
образователя, устанавливаемого на дне поддона с упаковкой бутылок виски. В кузов автомобиля были
помещены 16таких поддонов. При полном заполнении объема автомобиля общая масса груза состави ла
около 90 % максимальной грузоподъемности автомобиля. Тот факт, что в данных испытаний не был
указан водитель автомобиля, повышает объективность исследования, но затрудняет проверку досто
верности данных. В отчете [1] данные по 19 поездкам были сгруппированы для вычисления групповых
средних и проведения дисперсионного анализа.
Программа SRETS предусматривала разные виды обработки данных, включая вычисление спек
тральной плотности мощности, распределение мгновенных значений и построение спектра усталостных
повреждений. Всего было применено три разных метода определенияжесткости тестовых воздействийдля
испытаний на вибрацию и удар. Такие испытания были выполнены для четырех разных видов продукции,
после чего их результаты были сопоставлены с повреждениями, наблюдавшимися у той же продукции во
время реальных перевозок. Было установлено, что испытания обеспечивают появление тех же поврежде
ний. что наблюдаются в процессе реальных перевозок, за несколько более короткий период воздействия.
Тем не менее полученная при новых испытаниях частота повреждений оказалась более близкой к реально
сти. чем при других испытаниях, существовавших на тот момент времени. Результатом программы SRETS
были формулировка ряда новых стратегий испытаний и установление ряда ограничений на испытания.
Все исходные данные программы SRETS были сохранены в цифровом виде и в обобщенном виде
представлены на рисунках 2—17.
3.2 Круговые испытания CEEES2; для 10-тонных грузовых автомобилей
Хотя целью круговых испытаний CEEES (см. [2]) не были исключительно измерения динамических
воздействий, проведение таких измерений и анализ их результатов разными организациями составляли
11
От английского The Source Reduction by European Testing Schedules.
2) От английского The Confederation of European Environmental Engineering Societies.