ГОСТ Р 57211.4—2016
подходы заключались в построении плотности распределения мгновенных значений или в анализе
преодоления искусственных препятствий и построении ударных спектров (для более ранних исследо
ваний).
6 Идентификация жесткости динамических воздействий
Помимо описания разных условий динамических воздействий в ряде документов представлены
спектры вибраций, рекомендуемыедля проведения испытаний на воздействие вибрации при транспор
тировании. Часть таких спектров была подвергнута анализу в отчете (1]. Было показано, что жесткости
предлагаемых тестовых воздействий существенно различаются между собой.
В самой работе [1] представлено четыре группы тестовых спектров с рекомендациями по дли
тельности воздействия. Эти спектры появились как результат применения четырех разных стратегий
преобразования результатов измерений в жесткость испытаний. Две из этих четырех полученных групп
жесткостей воздействия были впоследствии признаны наиболее соответствующими условиям реаль
ного дорожного движения.
Одна группа была получена только на основе анализа спектральных плотностей мощности уско рения.
Соответствующие спектры вибрации в вертикальном и поперечном направлениях представлены на
рисунках 51 и 52. Предполагается, что испытания на вибрацию установленной жесткости должны
сочетаться с испытаниями на удар, описанными в таблице 8. Отмечено, что для разных условий состо
яния дорог (хороших, плохих и очень плохих) предлагаются разные уровни вибрационных воздействий.
Вторая группа была получена на основе сочетания спектральных плотностей мощности и наблю
даемых вариаций в распределениях мгновенных и среднеквадратических значений. Предполагалось,
что в этом случае будут лучшим образом описаны такие влияющие факторы, как изменение скорости
движения автомобиля, состояние дорожного покрытия и манера движения водителя. Полученные спек
тры (они представлены на рисунках 53 и 54 для вертикального и поперечного направлений) должны
охватить в том числе и ударные воздействия. Эти тестовые воздействия предполагается применять для
всех условий движения, за исключением движения по очень плохим дорогам.
Публикации [10] и [11] были взяты за основу при определении жесткостей тестовых вибрационных
воздействий в военном стандарте Mil Std 810. При этом вибрационное воздействие из [10] (рисунок 43)
определено как «базовая вибрация», а из [11] (рисунок 44) — как «смешанная вибрация». Жесткость
вибрации по [10] близка к ряду других, рассмотренных в настоящем стандарте, в то время как жесткость
вибрации по [11] существенно от них отличается. Частично это объясняется тем. что публикация [11]
изначально была рассчитана на то. чтобы стать основой военного стандарта, и поэтому в ней рассма
тривалось движение по плохим и разрушенным дорогам. Другой причиной, по-видимому, является то,
что в [11] намеренно в отклике вибрации учтен вклад низкочастотных колебаний подвески транспорт
ного средства. Эти колебания создают очень большие перемещения, для воспроизведения которых
требуется вибростенд с большим ходом стола, и которые не могут быть обеспечены основной массой
применяемых вибростендов.
Жесткости вибрации, установленные вдвух других военных стандартах (см. [17]. [18]) показаны на
рисунках 55 и 56. Они похожи как между собой, так и на данные из [10], использованные в Mil Std 810.
Аналогичные воздействия стандартизованы и в других документах — [19] (рисунок 58) и [29] (рису нок
60).
Спектр тестового вибрационного воздействия из ASTM D4728-95 ([13]) показан на рисунке 57.
Самые недавние тестовые воздействия, используемые в документах европейского и международного
технического комитетов (СЕНЯК 261 и ИСОЯК 122) показаны на рисунке 59.
7 Описание условий динамических воздействий
В идеале при описании условий динамических воздействий должны быть учтены все аспекты
таких воздействий. Но на практике достаточно ограничиться теми факторами, которые оказывают наи
большее влияние на возможные повреждения и отказы испытуемого оборудования. Но и при таком
упрощенном подходе выявление самых важных аспектов в случае описания условий воздействия ви
брации и ударов надорожном транспорте представляет собой сложную задачу. Исторически вибрацию,
действующую на оборудование при его транспортировании автомобилями, определяли через испыта
ния нескольких видов (на вибрацию, на удар, на транспортную тряску). Эти испытания были построены
10