ГОСТ Р 57211.4—2016
малой загруженности автомобиля и мягкой упаковки эти импульсы не будут такими высокими, но бу дут
растянутыми во времени. Транспортную вибрацию можно связать либо с вибрацией с высокими
пиковыми значениями ускорения либо с повторяющимися ударами. В любом случае жесткость воз
действия целесообразно фюрмулировать через распределение мгновенных значений, что позволит
выбрать жесткость, исходя из заданного значения уровня доверия для каждой конкретной ситуации.
Формирование тестовых воздействий требует учета жесткости упаковки и массы груза. Поскольку ука
занные факторы могут варьироваться в широких пределах, формирование единых условий испытаний
было бы необоснованным. Представляется, что лучшее, что может дать МЭК 60721-3-2:1997, — это
определить условия, которые могут быть связаны с соударениями между платформой и перевозимым
оборудованием.
9 Заключение
В настоящем стандарте рассмотрены данные из трех основных источников, содержащих доста
точно большой объем информации и позволяющих провести проверку качества данных. Эти источни ки
описывают динамические воздействия для семи современных (по большей части) транспортных
средств разной грузоподъемности. Данные были получены в результате испытаний как на обычных до
рогах. так и на испытательных полигонах в условиях как информирования водителей о цели испытаний,
так и без их оповещения. Кроме того, использованы данные трех дополнительных источников, также
пользующихся хорошей репутацией, но объема этих данных недостаточно для проверки и подтвержде
ния их качества. Рассмотрена была также информация из источника, который, по всей видимости, лег в
основу формирования жесткостей тестовых воздействий в МЭК 60721-3-2:1997.
По большей части данные из каждого источника хорошо согласуются не только между собой, но и
с аналогичными данными других источников. Ни для одного их источников не обнаружено выпадающих
результатов наблюдений до такой степени, чтобы поставить качество данных под сомнение. Однако из
собранной информации ясно, условия динамических воздействий при перевозке грузов автодорожным
транспортом сложны и подвержены влиянию многих факторов. Тем не менее по собранным данным
удалось восстановить ряд закономерностей, подтверждаемых большинством источников.
Жесткость воздействия для стационарной случайной вибрации, установленная МЭК 60721-3-
2:1997 (таблица 5. категория Ь), охватывает все условия транспортирования, включая перевозку авто
дорожным транспортом. Однако, по-видимому, эти тестовые воздействия существенно отличаются от
наблюдаемых на практике. То же самое можно сказать в отношении жесткости ударных воздействий,
установленных МЭК 60721-3-2:1997 (таблица 5. категория с).
Собранные данные обнаруживают существенное расхождение с условиями воздействий, опреде
ленных в [24] и [23]. а именно:
a) уровни вибрации, определенные МЭК 60721-3-2:1997. непредставительны для воздействий,
наблюдаемых на автодорожном транспорте. Полное описание таких воздействий представляет собой
сложную задачу, но оно должно позволять пользователю выбирать такие жесткости воздействия, кото
рые наилучшим образом могли бы выявлять потенциальные повреждения конкретного транспортируе
мого оборудования:
b
) описание воздействий в МЭК 60721-3-2:1997 малопригодно с точки зрения прогнозирования
возможных повреждений при перевозке автодорожным транспортом. В то же время ясно, что не всем
пользователям МЭК 60721-3-2:1997 требуется проведение исследований механизмов повреждений в
полном объеме. Это. в частности, относится к случаям, когда перевозке подлежат самые разнообраз
ные грузы в разной упаковке;
c) разделение воспроизводимых условий динамических воздействий на автодорожном транс
порте на испытания на случайную вибрацию и удар основано на возможностях устаревшего испыта
тельного оборудования. Современное оборудование позволяет не только более точно воспроизвести
реальные условия динамических воздействий на автодорожном транспорте, но и выполнить испытания с
меньшими затратами. Однако применение современного испытательного оборудования требует глу
бокого пересмотра подходов, примененных в МЭК 60721-3-2:1997;
d) жесткости динамических воздействий по МЭК 60721-3-2:1997 и [23] призваны охватить самые
худшие условия транспортирования. В современных условиях перевозок грузов автодорожным транс
портом многие пользователи склонны считать такой запас по уровню воздействия избыточным и чрез
мерно затратным. В последнее время составлен ряд спектров тестовых воздействий, которые в боль шей
степени учитывают разнообразие факторов, влияющих на условия транспортирования.
17