ГОСТР 56275—2014
7.3.4 Установление контекста процесса менеджмента рисков проектов
Необходимо установить задачи, область применения и конечный продукт всего проекта, а также
тех частей проекта, где применяется процесс менеджмента рисков. Управление проектными рисками
предпринимается с полным пониманием необходимости обоснования ресурсов, используемых при
менеджментерисков.Необходимоустановлениенадлежащихресурсов,ответственности,
полномочий и объема хранимой информации.
Контекст процесса менеджмента рисков изменяется в соответствии с потребностями проекта.
Он может включать:
а) определение проекта в терминах планируемых мероприятий и процессов, активов,
создаваемых продуктов и услуг, используемых ресурсов, затрат, времени и места;
б) идентификацию и описание принимаемых решений;
в) определение области применения, также как и масштабности проводимых мероприятий
менеджмента рисков проектов, с учетом указанных надлежащих включений, исключений и типов
рассматриваемых рисков;
г) определение соотношения между рассматриваемым проектом и другими проектами,
процессами и мероприятиями организаций-участников;
д) определение целей и задач мероприятий менеджмента рисков проектов;
е) определение ответственности (внешней и внутренней) процесса менеджмента рисков
проектов;
ж) определение объема работ и структуры, их целей и задач, а также ресурсов для
соответствующего анализа;
з) определение методологий проектных оценок риска:
и) определение метода оценки технологического процесса и эффективности процесса
менеджмента рисков.
Внимание к данному и другим рассматриваемым факторам гарантирует, что рассматриваемый
подход к менеджменту рисков соответствует сложившимся обстоятельствам, самому проекту и
рискам, оказывающим влияние на достижение целей проекта.
7.3.5 Определение критериев риска
Организации — участники проекта должны согласовать используемые критерии оценки
значимости риска. Критерии отражают оценки и цели данных организаций в отношении проекта.
Некоторые критерии могут быть согласованы с законодательными, нормативными, а также
политическими и другими требованиями, которыми руководствуется организация. Критерии риска
должны соответствовать политике менеджмента рисков проектов (см. раздел 6.3.2). Они
определяются в начале процесса менеджмента рисков проектов, регулярно пересматриваются.
При определении критериев риска рассматриваемые факторы должны учитывать:
а) природу и тип причин (источников) риска, наличие методики распознавания риска;
б) природу и тип последствий, наличие методики оценки их влияния;
в) возможные сроки возникновения последствий;
г) методику определения уровня риска;
д) уровень, на котором риск является приемлемым и допустимым;
е) целесообразность(реализуемость)и процедурурассмотрениякомбинациймножественныхрисков.
При определении критериев принимаются во внимание мнения заинтересованных лиц.
Измерители влияния риска принимают во внимание все цели проекта, относящиеся:
1) к коммерческим целям (бизнес-целям) организаций — участников проекта;
2) обеспечению экономических и организационных целей проекта;
3) качеству, зависимости и реализации проектных активов, продукции и услуг;
4) здоровью и безопасности лиц. заинтересованных в проекте;
5) защите и восстановлению окружающей среды;
6) обеспечению статусного и нормативного соответствия.
Разрабатываются также критерии приемлемости и допустимости риска. Они используются для
оценки риска на поздних стадиях процесса.
7.3.6 Ключевые элементы
Для обеспечения большей уверенности в том, что идентификация риска является
исчерпывающей, и все учтено, проект делится на ключевые элементы, используемые при проведении
мероприятий идентификации риска.
Существует несколько способов генерации структур ключевых элементов в зависимости от
природы проекта, его целей, области применения и принятых оценок. Например, ключевые элементы
могут основываться на:
а)структуре распределения проектных работ (WBS). общей иерархической структуре рисков,
функциональной структуре, системе классификации конечных продуктов, системе классификации
13