Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Фаворит-Д» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Московского района города Твери от 18.12.2018 и решение судьи Московского районного суда города Твери от 24.01.2019,
Установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Московского района города Твери от 18.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда города Твери от 24.01.2019 Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит-д" (далее – ООО ""Фаворит-д" общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей без конфискации изъятой алкогольной продукции.
В поданной в Тверской областной суд жалобе законный представитель ООО «Фаворит-Д» - директор Дерюгин А.Ю. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на то, что судебные инстанции неправильно применили нормы права, не учли фактические обстоятельства дела, поскольку вся документация была предъявлена в виде копий и скан-копий в момент осмотра, что отражено в рапорте инспектора и объяснениях директора, а оригиналы документов общество готово было представить в момент проверки, однако контролирующий орган отказался от предоставления им документов. Впоследствии документы были предоставлены директором при даче им пояснений, в связи с чем, требования закона выполнены и оснований для квалификации деяния общества как административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не имеется. Также указывает на то, что имеются основания для применения положения статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку назначенное наказание является несоразмерным тяжести совершенного правонарушения.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 12.03.2019, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно правовым позициям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В силу абзаца 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
Согласно части 1 статьи 10.2 Федерального закона
№ 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:
1)
товарно-транспортная накладная;
2)
справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;
3)
справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции;
4)
уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5)
заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
6)
копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, данными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, установлено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
По смыслу приведенных положений закона документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним справки, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию, как покупателя, так и контролирующего органа.
В случае не предъявления в момент проверки документов в торговой точке, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (которые фактически имелись), действия правонарушителя квалифицируются по части 3 статьи 14.16 КоАП.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в часов минут в помещении кафе по адресу: , ООО «Фаворит-Д» осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, при оказании услуг общественного питания, а именно: вино «Саперави» 0,75 л., алк. 11-13 % об., по цене 750 рублей, настойка горькая «Сайма Северные ягоды», 0,5 л., алк. 40 % об., по цене 1000 рублей за бутылку, без предоставления на момент осмотра товарно-транспортной накладной в нарушение пункта 1 статьи 10.2, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Вышеуказанная сопроводительная документация была предоставлена 16.11.2018 директором ООО «Фаворит-Д».
В связи с выявленным нарушением ДД.ММ.ГГГГ инспектором Отдела организации применения административного законодательства УМВД России по Тверской области в отношении ООО «Фаворит-Д» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4);
протоколом осмотра (л.д. 6);
протоколом ареста товаров и иных вещей (л.д. 7);
рапортом (л.д. 5);
письменными объяснениями Дерюгина А.Ю. (л.д. 8);
копией лицензии (л.д. 10)
рапортом инспектора ООПАЗ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11);
постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 12);
копиями товарно-транспортных накладных (л.д. 20-21) и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Фаворит-Д» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Ссылка на то, что вся необходимая документация на алкогольную продукцию имелась и ООО «Фаворит –Д» было готово предоставить документы на бумажном носителе и с синей печатью в день проведения проверки контролирующим органом, несостоятельна, поскольку объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, образует не отсутствие вообще документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а непредставление указанной документации на данную продукцию по первому требованию покупателя или должностного лица, осуществляющего проверку.
Доводы о наличии в точке торговли алкогольной продукции ксерокопий и скан-копий товарно-транспортных накладных не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Фаворит-Д» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку в силу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
При таких обстоятельствах вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является правильным.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и соответственно жалобы, оценены по правилам, установленным в статье 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Несогласие общества с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств само по себе не может служить основанием для их переоценки и отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Фаворит-Д» к административной ответственности соблюдены.
Административной наказание назначено в соответствии с требованиями закона, в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Назначенное ООО «Фаворит-Д» административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, согласуется с его превентивными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости и неотвратимости административной ответственности.
Оснований для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а также положений абзаца 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части отсутствия угрозы причинения вреда интересам государства.
Объектом преступного посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере оборота алкогольной продукции. Объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынкав сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и реализации единой государственной политики в данной сфере.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В этой связи судебными инстанциями правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ или признания данного правонарушения малозначительным.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
Постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Московского района города Твери от 18.12.2018 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Фаворит-д" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и решение судьи Московского районного суда города Твери от 24.01.2019 оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью ""Фаворит-д"– без удовлетворения.
Председатель суда А.Ю. Карташов