17
- определять необходимость инди видуа льного обучения в зависимости от требований к удовлетворительной эксплуатации;
- планировать, органи зовывать и вести обучение на предприятии поставщика и ли на каком-либо другом предприятии;
- вести записи, касающиеся обучения и его результатов та к, чтобы их можно было актуали зироват ь, а пропуски в обучении - определять и заполнять.
- 4.19 Обслуживани е
Р уководство по применению ИСО 9001 (4.19)
Там, где функционирование продукции за ви сит от регулярного технического обслужи вания, и оно ук азано в контракте, следует предусмотреть следующие положения:
- распределение обязанностей по техническому обслуживанию межд у поставщ иком, дистрибьютором и поль зо вателем;
- планирование работ по обслуживанию незави симо от того, выполняется ли он поставщиком или независимым агентом;
- оценка конструкции и рабочих хара ктеристик специальных инструментов или оборудования для погрузки, разгрузки и технич еского об служивания по сле монтажа;
- контроль измерительного и испытательного оборудо вания, используемого при техническом обслуживании и и спытаниях в рабочих усло виях;
- обеспечение соответствующей документации, включая инструкции, ка саю щей ся запасных частей, или перечней деталей, а также техничес кого обслуживания проду кции;
- обеспечение адекватного резерва, в ключающего технические консульта ции и поддержку, обучение персонала заказчика и снабжени е запасн ыми частями или деталями;
- обучение персонала, осуществляющего техническое обслуж ивание;
- обратный поток информации, нужной для усовершенствования прое ктирования продукции или т ехнического обслужи вания.
Даж е есл и в контра кте нет пункта о техничес ком обслужи вании, руководство может бы ть полезным для поставщика.
- 4.20 Статист ически е методы
Руководство по при менению ИСО 90 01 (4.20), ИСО 900 2 ( 4.16) и ИСО 9003 (4.1 2)
Использование статистическ их методо в мож ет быт ь пол езным для поставщика при многих обстоятельствах, в том числе при сборе, анализе и применении информации. Они помогают р ешить , к акие данны е получать, как их использовать наилучшим образом, а также лучше понять требования и нужды заказчика. Ст атистические методы полезны при прое ктировании продукции, услуг и проце ссов, при контроле производственных процессов, для того, что бы из бе жать несоответ стви й, при анализе пробл ем, опреде лении степени риска, определении коренных причин появления несоответствий, установле ни и предельных хара ктеристик продукции и процессов, при прогно зиро вании, проверках, измерении или оц енке показателей кач ества.
Среди статистических м етодов, которые могут быть полезными для дост ижения вы шеуказанных целей, следующие:
- графические методы (гистограммы, схемы по следо вательности, диаграммы ра збро са, диаграммы Pareto, причинно-следственные диаграммы и т.д.), с помощью которых диагностируют проблемы и предлагают пригодные расчетные методы для последующего статистического определе ния причин неисправности;
- схемы статистического контроля для управления и регулирования прои зводственных процессов для всех типов проду кции (аппаратуры, програм много обеспечения, обработанных материалов и услуг);
- про ектиро вание экспериментов для определения предполагаемых переменных величин, имеющих значительное влияни е на рабочие характеристи ки процессов и продукции, и для количественного определения результатов;
- анализ регрессии, который дает количественную модель состояния проц есса или продукции, когда изменяются условия протекания процесса или прое кт продукции;
- анализ дисперсии (отдельно от общей наблюдаемой изменчивости), приводящий к оценкам переменной сост авляющей, исполь зуемым при проектиро вании структур выборки для контрольных графиков и для описания продукции и ее выпуска ; величины переменных составляющих являются основ ой для опред еления приорит етных мер по повышению качества;
- методы отбора проб и приемки;
- отбор проб промежуточного продукта различных произ водст венных секторов;