14
- известить други е организации, которы е могут быть задеты данным не соот ветствием, включая, е сли надо, покупат еля.
4.13.2 Анализ и утили зация несоответствующей продукции
Р уководство по применению ИСО 9001 (4.13.1), ИСО 9002 (4.12.1) и ИСО 9003 (4.8)
Принимая р ешени е о б утилизации несоответствующей продукци и, поставщик должен учитывать с емь положе ний, указанных в п. 4 .13, в связи с риском н е выполнить требования покупателя. Вс е меры, п еречисл енные в ИСО 9001 и ИСО 9002 под а), b), с) и d), не сут в с ебе различные степ ени риска.
Тогда как ИСО 9003 не содержит подпун кта , явно посвященного анализу несоответствия и утилизации несоответствующей продукции, представленные здесь указания могут быть полезны при применении подпун кта 4.8 ИСО 9003.
- 4.14 Корректиру юще е действ ие
Руководство по применению ИСО 9001 (4.14) и ИСО 9002 (4.13)
Причины обнаруженн ых (или потенциальных) н есоответствий должны быть без промедления опреде лены с тем, чтобы можно было предпринять корректирующие действия и предотвратить повторение (или появление) таких не соответствий. Причины могут быть следу ющими:
- отказы , неи справности или несоответствия исходных материалов, проце ссов , ин струментов, оборудования или помещ ений, где продукция производится, хранится или обрабаты вается, в ключая находящееся там оборудование и системы;
- неаде кватные или отсутствующие методики и документация, несоответ ств ие методикам;
- неадекватное управление к ачеством технологиче ского процесса;
- плохое планирование;
- отсутствие опыта;
- н еаде кватные рабочие у словия;
- неад екватные ресурсы (людские и материальные);
- изменчивость, присущая пар аметрам проц есса.
Ре зультаты перечисленных причин можно выявить при анализе с ледующих источников:
- протоколов осмотров и испытаний;
- записей о несоответствиях;
- наблюдений в процессе контроля производст ва;
- наблюдений во время ревиз ий;
- жалоб во время эксплуатации, обслужи ва ния или жалоб покупателя;
- наблюд ений регламентирующего органа или заказчика;
- наб людений или отчетов персонала;
- проблем субподрядчика;
- результатов наблюдений со стороны руководства.
Примечани е 3. Необязательно при ка ждом появлении несоответствия применять корректирующее действие, но периодический анализ обр азования несоответствий необходим, чтобы раскрыть возможности у лучшения парам етров проце сса.
Следует р азр аботать процедуры устано вления обязанностей по принятию корр ектиру ющих действий, м етодов их выполнения и проверки их эффе ктивности.
Целесообразно такж е разработат ь проц едуры дл я несоответствий, обнаруженных в продукции после того, как ее отгрузили в качест ве удовл етворительной. Таки е проц едуры мог ут включат ь в себя:
- изуч ени е с ц ел ью установить, является ли несоответствие единичным и ли это хрон ич еска я про бл ема;
- действ ия , которые, если необходимо, следует пр едпринять.
- 4. 15 Погру зочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поста вка
4.15.1 Общие положения
Руководство по п ри менению ИСО 9001 (4.15.1), ИСО 9002 (4.14.1) и ИСО 9003 (4.9)
Система орган изации поста вщика по погрузочно-разгрузочным работам, хран ен ию, упаковке и поста вке материалов должна обе спечивать необходимое планирование, контро ль и до куме нта цию. Это отно сится к обр аб атываемы м материалам, так и к гото вой проду кции.
4.15.2 Погрузочно-разгрузочные работы