16
Могут сложит ься обстоятельства, когда от покупателя потребу ется хранить и вести ото бранные зарегистрированные данные, подтверждающие качество продукци и, включая услуги, в течение определенного периода эксплу атационного срока службы. По ставщик должен предусмотреть возможность предоста вл ения покупате лю нужных ему документов.
ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 не определяют мин имальный срок хранения зареги стрированных данных о качестве. Обсто ятельства могут сложить ся так, что обязанностью поставщика стан ет выяснение требований рег ламентирующего органа. С ле дует учес ть асп екты, относящиеся к ответственности за выпуск качест венной продукции и к з аконно сти р азличных форм веден ия учета. Если требуется определенный период вре мени, его следует оговорить в контра сте. Если периоды времени не предписаны законодатель ством или контра ктом, поставщик должен уче сть ожидаемый срок службы продукции и внести в документ соответствующие сроки хранения данных.
- 4.17 Внутренняя про верка кач ест ва
Р уково дство по применению ИСО 9001 (4.17) и ИСО 9002 (4.16)
Внутренняя проверка качества, требуемая согласно ИСО 9001 и ИСО 9002, должна проводиться поставщиком, чтобы определить, являются л и различные элементы системы качества эффект ивными и пригодными для достижения установленных ц елей качества. В плане внутренних проверок следует опреде лить их периодичность.
Поставщик должен отобрать и назначить компетентных ревизоров с учетом критериев отбора, приведенных в подпун ктах 4.1.2.2 ИСО 9001 и ИСО 9002.
Периодические внутренние проверки выполняются, чтобы:
- опреде лить адекватность и соответствие элементов системы качества требованиям к документации и реализации ;
- определить эффе ктивность реализованной системы качества в достижении заданных целей качества;
- определить соответст вие регламентирующим тр ебованиям;
- обеспечить возможность усовершенствования систему каче ст ва поставщика;
- способствовать проверкам качества сторонней организацией.
Дополните льно к периодическим внутренним проверкам внутреннюю проверку можно проводить по следующ им причинам:
- с целью первоначальной оценки системы качества, там где во зникает желание установить ее в за имосвязь с контра ктом;
- в рамках в заимосвязи с контра ктом удостовериться, что система качества продолжает соответст вовать заданным требованиям и реализовываться;
- когда на функциональных учас тках про изо шли значит ельные изменения, например, реорганизация и пересмотры процедур;
- когда безопасность, рабочие характеристики или общая надежность продукции, в ключая услуги, находятся, или считается, что они находятся , под угрозой из-за несоответств ий;
- когда необходимо удостовериться, что требуемые корре ктирующие действия выполнены и я вля ются эффектив ными;
- когда систем а качества оценивается в соответст вии со стандартом на си стему качества.
Следует уст ановить конечный срок ответа на замечания, сдел анные во время провер ки.
Примечание 5. Д ля получения общих указаний относ ительно ревизии системы каче ства рекомендуется давать ссылку на ИСО 10011-1, ИСО 10011-2 и ИСО 10011 -3, но указания в частях 1, 2 или 3 ИСО 10011 ничего не доб авляют или не изменяют в требованиях ИСО 9001 или ИСО 9002.
- 4.18 Подготовка кадров
Руко водство по п рименению ИСО 9001 (4.16 ), ИСО 9 002 (4.17 ) и ИСО 9003 (4.11)
Подготовка кадро в в организациях я вля ется важным фа ктором для достижения качества. Оно включает специальное обучени е, необходимое для вы полнения поставленных задач, и общее обучение, чтобы создать стимулы и по вы сить понимание важности качест ва. Персон ал долж ен научиться осознанно применять использу емы е методы и документы в системе управления качеством поста вщика.
Чтобы повы сить и поддерживать на должно м уровне квалификацию пер сонала, поставщик мож ет п ериодически предпринимать следующие шаги:
- оц енивать общую подготовку, опыт и квалификацию персонала;