7
Р ису нок 2 — Взаимосвязь проц ессо в (с потоками продукци и и информацией) в ц епочк е поставки
Рисунок 2 иллюстрирует отношения постав щика с субпоставщиком и потребителем в ц епочке поставки. В этой структуре цепочки поставки разные входы и выходы должны быть в различных на правлен иях. В данном контексте понятие "продукция" включа ет в с ебя вс е четыре общие категории продукции.
Обще е руководст во качеством дости гается через управлен ие процессами в организации.
Процессом необходимо управлять по двум направлениям:
— через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;
— через качество продукции или информации, протекающ их в нутри структуры.
4.7. Сеть проц ессов в организации
Каждая организация выполняет работу поср едст вом сети проц ессов. Структура этой с ети, как правило, доволь но слож ная.
Любая организация — многофункциональная. К функциям относятся: производство, проектирование продукции, у правле ни е технологи ей, маркетинг, подготовка кадров, руководство трудовым и р есурсами, стратегическое план ирование, поставка, выписка счетов, техническое обслуживание и ремонт. Важно выделить основные проц ессы, упростить и расставить их в зависимости от приоритетов с ц елью общего руководства качеством.
Организации необходимо определить, организовать и управлять своей сетью процессов и взаимодействием. Орга низация создает, улучшает и обеспечивает постоянное качество в сво их предложениях с помощью сети процессов. Процессы и их взаимодействие должны подвергаться а нализу и непрерывному улучшению.
Особенно сложно управлять несколькими проц ессами и их взаимос вязями, на пример крупными процессами, которые могут охваты вать ряд функций. Для выяснения взаимодействия, ответственности и полномочий у каждого процесса должен быть владелец — лицо, несущее за него ответственность. Качество процессов, за которые ответственно исполнительное руководство, таких, как стратегическое планирование, является особенно важным.
4.8. Система качества применительно к сети процессов
Система качества состоит из ряда элементов. Функционирует посредством процессов как внутри, так и во взаимодействии функций. Для эффективности системы качества эти процессы и соответствующие ответственность, полномочия, методики и ресурсы следует определить и развернуть на постоянной основе. В целях эффективности системы качества необходимы координация и совместимость составляющих ее процессов, а также определение их взаимодействия.
4.9. Оце нка систем качества
4.9.1. Общие положения
При оценке систем качества необходимо задавать следующие три основные вопроса к каждому оцениваемому процессу:
а) Определены ли процессы и, соответственно, оформлены ли документально их методики?
b) Полностью ли развернуты и внедрены процессы согласно документации?
с) Являются ли процессы эффективными для достижения ожидаемых результатов?
Совокупные ответы на эти вопросы, относящиеся, соответственно, к подходу, развертыванию и результатам, будут определять выходные данные оценки. Оценка системы качества охватывает широкий диапазон деятельности, некоторые виды которой приведены в подразделах 4.9.2 и 4.9.3.
4.9.2. Анализ со стороны руководства
Одним из видов деятельности исполнительного руководства организации-поставщика является оценка состояния и адекватности системы качества, включая политику в области качества применительно к требованиям заинтересованных лиц. Анализ со стороны руководства