16
потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потр ебностей потребителя.
Примечания:
38. Поставщик или потребитель могут быть представлены при взаимод ействии персона лом или оборудованием.
39. Непосредственное взаимодействие потребителя с исполнител ем может быть сущ ественным для предоста вления услуги.
40. Поставка или использование мат ериальных видов продукции может быть час тью предоставления услуги.
41. Услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции.
А.10 Потребитель — получатель продукции, предоставляемой поставщиком.
Примечания:
42. В контрактной ситуации потребитель называется покупателем.
43. Потребителем может быть, например, конечный потреб итель, пользоват ель, льготно обслуживаемый потр ебитель или покупатель.
44. По отношению к орга низац ии потреб итель может быть вне шним или внутренним.
A.11 По ставщик — организация, предоста вляющая продукцию потр ебит елю.
Примечания:
45. В контрактной ситуац ии поставщик может быть назван подрядчиком.
46. Поставщиком может быть, например, производитель, оптовик, импортер, монтаж ник или сервисная организация.
47. По отношению к организации поста вщик мож ет быть или внешним, или внутренним.
А.12 Процесс — со вокупность вза имосвязанных ресурсов и деятельности, которая пр еобразует вход в выход.
Примечание 48. К ресурсам относят персонал, финансы, средства обслуживания, оборудование, методы и методику.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОЦЕССОМ
B.1 Наз на чен ие
При применении серии ИСО 9000 важны характ еристики продук ции и процесса, которые должны учитываться:
- руководство компании-поставщика — в целях упра вления качеством при планировании подхода и глубины внедрения эл емента системы качества (см. 7.1);
- эксперты и аудиторы — при планировании проверок первой, второ й и тр еть ей сторонами (см. 4.9.3);
- поставщик и потребитель совместно — при выборе и (или) " подго нке" требований к системе качества для двустороннего контракта (см. 8.4).
Примечание 49. В ИСО 9000—87 эти факторы были приведены в каче стве методич еского указания только для подпункта с.
В.2 Факторы
а) Сложность проектирования — трудности проектирования продукции, а также процессов производства и поддержки, или необходимость периодического изменения проекта;
b) Завершен ность и устойчивость проекта продукции — степень того, насколько совокупность проекта продукции известна и доказана с помощью провед ения испытаний или на основе имеющейся практики.
с) Слож ность производстве нного проц есса
Сложность производственного процесса определяют следующи е факторы:
- существование проверенных произ водств енных процессов;
- необходимость разработки новых процессов;
- количество и разнообразие требуемых процессов;
- влияние процесса (ов) на рабочие характеристики продукции;
- необходимость управления процессом.
d) Характер истики продукции — сложность продукции, количество взаимодействующих характ еристик и критичность каждой из них по отношению к рабочим характеристикам.
e) Безопас ность продук ции — риск возможности отказа и последств ия такого отказа.
f) Эко номические показатели — экономические затраты как поставщика, так и потребителя по приведенным выше факторам в сравн ении с риском стоимости и затрат, связанных с несоответствием продукци и.