15
сравнительном смысле (не путать с градацией);
в) "уровень качества" в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и "мера качества", когда проводят точные технические оценки.
22. Достижение удовлетворительного качества включает все стадии петли качества как единое целое. Вклад в качество этих различных стадий иногда идентифицируется отдельно с целью их выделения; например, качество, обусловленное определением спроса; качество, обусловленное проектированием продукции; качество, обусловленное соответствием; качество, обусловленное материально-техническим обеспечением продукции на протяжении ее жизненного цикла.
23. В некоторых справочных источниках качество обозначается как "пригодность для использования" или "соответствие цели", или "удовлетворение нужд потребителя", или "соответствие требованиям". Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше.
А.2 Политика в области качества — основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Примечание 24. Политика в области качества является элементом общей полит ики и утверждается высшим руководством.
А.3 Общее ру ководство качеством (административное управление качеством) — аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
Примечания:
25. Обязанности по общему руководству лежат на всех уровнях администрации, но управ лять им должно высшее руководство. В общее руководство качеством вовлекаются все члены организации.
26. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.
А.4 Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Примечания:
27. Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.
28. Система качества организации предназначена прежде всего для удо влетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире требований определенного потребителя.
29. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
А.5 Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Примечания:
30. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, напра вленные как на контролирование процесса, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех стадиях петли качества для достижения экономической эффективности.
31. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.
А.6 Обеспече ние качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
Примечания:
32. Существуют как внутренние, так и внешние цели обеспечения качества:
а) внутреннее обеспечение качества — в рамках организации создает уверенность у руководства;
b) внешнее обеспечение качества — в контрактных или других ситуациях создает уверенность у потребителей и других лиц.
33. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.
34. Если требования к качеству не отражают полностью потребности пользователя, обеспечение качества может не создать достаточной уверенности.
А.7 Улучшение качества — мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
А.8 Про дукция — результат деятельности или процессов.
Примечания:
35. Продукция может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинацию из них.
36. Продукция может быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (например, знания или понятия), или комбинацией из них.
37. Продукция может быть основной (предлагаемой потребителям) или побочной ( загряз няющие вещества или с нежелат ельными воздействиями).
А.9 Услуги — результат непосредственного взаимодействия поставщика (исполнит еля) и