4
3.2. Программное обеспечение (средство) — продукт интеллектуальной деятельности, включающей в себя информацию, выраженную через средства поддержки.
Примечания:
7. Программно е обеспечение может быть в форме концепций, протоколов или методик.
8. Конкретным примером программного обеспечения является компьютерная программа.
3.3. Перерабатываемые материалы — материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние.
Примечания:
9. П ерерабатываемые материалы могут состоять из жидкости, газа, специфических материалов, слитков, прутков или листов.
10. Перерабатываемые материалы поставляют обычно в барабанах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам или в рулонах.
3.4. Отрасль промышленности и (или) эконом ики — группа поставщ ико в, чь и предложения удовлетворяют соответствующие запросы потреб ителей и (ил и) чьи потребители тесно взаимодействуют на ры нке.
Примечан ия:
11. Двойное использование терминов "отрасль промышленности" и "отрасль экономики" оз начает, что кажды й термин используется преднамеренно в конкретных стра нах или языках.
12. Отрасли промышл ен ности и (или) экономики включают а дминистрацию, воздушное пространство, банковское дело, химикал ии, строительство, обучение, продо вольствие, заботу о здоровье, досуг, страхование, горное дело, розничную торго влю, связь, туризм и т.д.
13. Пон ятие "отрасль промышленности и ( ил и) экономики" пр имен имо к мировой или национальной экономике.
3.5. Заи нтересова нное л ицо — лицо или группа лиц с общей заинтересованностью в работе организации-поставщика и условиях, в которых она действует.
3.6. С ерия стандартов ИСО 9000 — все международные стандарты, разработанные Техн ическ им комитетом ИСО/ТК 176.
Примечание 14. В настоя щее время серия ИСО 9000 включает международны е стандарты:
а) ИСО 9000 - ИСО 9004, в том числе все части ИСО 9000 и ИСО9004;
b) ИСО 10001 — ИСО 10020, в том числе все их части;
c) ИСО 8402.
4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
4.1. Ответственность за качество
Организац ия должна:
a) дост игать, поддерживать и стремиться к постоянному улучшен ию качества своей продукции в соответствии с требованиями;
b) улуч шать качество своей работы с целью постоянного удовлет ворен ия требований потребителей и других заинтересованных лиц;
с) обеспечивать уверенность руководства и других работников в том, что требования к качеству выполняются и происходит улучшен ие качества;
d) обеспечивать уверенность потребителей и других заинтересо ванных л иц в том, что требования к качеству поставляемой продук ции достигаются или будут достигнуты;
e) обеспечивать уверенность в том, что требования к системе качества выполняются.
4.2. Заинтересованные лица и их требова ния
Каждая организация, выступающая в роли поставщика, имеет пять основных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество.
Поставщик должен уделять внимание требованиям и запросам всех заинтересованных лиц.
Заи нтересова нные л ица Тип ичные требован ия ил и
поставщ ика запросы
Потребители Качество продукц ии
Работ ники Карьера (или) удовлетворен ие работо й
Владельцы Показатели инвестирова ния
Субподрядчики Возможность непр ерыв ного предпринимательства
Общество Ответственное управление
Международные стандарты серии ИСО 9000 сосредоточивают свои методические указа ния и требования на удовлетворении потребителя.
Требования общества становятся более жесткими во всем мире. Кроме того, требования и запросы становятся более явными при рассмотрении гигиены и безопасности на рабочем месте, защиты окружающей среды (включая сохранение энергии и естественных ресурсов) и