Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении
протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доваадор А.А., рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыл Республики Тыва (ОГРН
1021700513010 ИНН 1701025968, адрес нахождения: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул.
Красноармейская, д. 146)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр строительного надзора и
проектирования» (ОГРН 1181719000132, ИНН 1701060680, адрес нахождения: 667000,
Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, д. 1/1, 1 этаж, помещение 2),
о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки
сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета
в системе государственного пенсионного страхования в размере 2000 рублей,
без участия сторон,
Установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в городе Кызыл Республики Тыва (далее - Управление Пенсионного фонда,
заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной
ответственностью «Центр строительного надзора и проектирования» (далее - ответчик) о
взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений,
необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе
государственного пенсионного страхования в размере 2000 рублей.
Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой
26
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие
2 1071_268298
представителей сторон, о времени и месте проведения судебного заседания извещены
надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 28.02.2019 №
66701231359368 и 66701231359375, следовательно в силу пункта 2 части 4 статьи 123
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он считается извещённым
надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с
отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным судом вынесено
протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании
подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания
арбитражного суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд
установил следующие обстоятельства настоящего дела.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Центр
строительного надзора и проектирования» зарегистрировано в Едином государственном
реестре юридических лиц, за основным государственным регистрационным номером (ОГРН)
1181719000132, ИНН 1701060680.
14.09.2018, ответчик представил в Управление Пенсионного фонда "Сведения о
застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за июль 2018 года в отношении 4
застрахованн(ого)ых лиц(а).
Управление Пенсионного фонда, установив факт представления сведений по форме СЗВ-
М(исх) за июль 2018 года в отношении 4 застрахованн(ого)ых лиц(а) и квалифицировав
данное обстоятельство как "несвоевременность", пришло к выводу о нарушении фондом
требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 01.11.2018 №
018S18180002240 и вынесло решение от 05.12.2018 № 018S19180002564, которым ответчик
привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в
виде штрафа в размере 2000 руб.
При этом о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении Управление
Пенсионного фонда известило ответчика уведомлением от 01.11.2018, копия которого была
направлена по месту его нахождения, что подтверждается реестром почтовых отправлений
от 06.11.2018.
3 1071_268298
Требованием от 29.12.2018 № 018S01180006385 Управлением Пенсионного фонда
предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа в размере 2000
рублей, в срок до 17.01.2019.
Неисполнение ответчиком вышеуказанного требования к установленному сроку
явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с
заявлением о взыскании и обязательных платежей и санкций, в порядке главы 26
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд
приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с
организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую
деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не
предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные
органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями,
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом
обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной
порядок их взыскания.
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций
арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания
суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании,
проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для
взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в
судебном порядке определено абзацем 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-
ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).
Кроме того, в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с
4 1071_268298
вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования
споров" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения,
предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что
взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в
судебном порядке.
Ответчик зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда,
действующем на территории Республики Тыва, в качестве страхователя, осуществляющего
выплаты в пользу физических лиц, следовательно, заявитель обоснованно обратился в
Арбитражный суд Республики Тыва (г.Кызыл) с заявлением о взыскании финансовых
санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, по месту
нахождения ответчика(статья 35 АПК РФ).
Управление Пенсионного фонда просит взыскать с ответчика финансовые санкции,
наложенные в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ является бланкетной и отсылает к положениям
законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно:
-
Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
-
Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
-
постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N
83п "Об утверждении формы "сведения о застрахованных лицах";
-
Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному
страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ
страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы,
5 1071_268298
необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для
назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о гражданах, на которых распространяется законодательство Российской
Федерации об обязательном пенсионном страховании установлены Федеральным законом от
01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования"(далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным
(персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о
каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи
представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации
сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а
сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ работодатель обязан в
установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о
застрахованных лицах, определенных настоящим законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ(в редакции действовавшей в
спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за
отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном
лице следующие сведения:
1)
страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)
фамилию, имя и отчество;
3)
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При этом страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о
застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР (статья 15
Федерального закона № 27-ФЗ).
Следовательно, Федеральный закон № 27-ФЗ предусматривает право страхователя
корректировать сведения, предоставляемые в соответствующий орган ПФР.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления
Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд»,
«доп», «отм».
6 1071_268298
Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за
отчетный период.
Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма
СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за
данный отчетный период.
Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой
отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный
отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных
сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки
вносятся в формах «доп» и «отмн».
Из материалов дела следует, что ответчик 14.09.2018 представил в Управление
Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за июль 2018
года.
Поскольку пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ срок представления
страхователем сведений определён не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным
периодом – месяцем, то представление ответчиком 14.09.2018 "Сведения о застрахованных
лицах" по форме СЗВ-М (исх) за июль 2018 года Управлением Пенсионного фонда правомерно
было квалифицировано как их несвоевременное представление.
Статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской
Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской
Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ
"Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 2812.2013 N
400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О
накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в
соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения,
связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том
числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что в том числе к отношениям,
связанным с привлечением к ответственности за нарушение требований Федерального
закона № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи
13
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению
нормативные положения, установленные законодательством Российской Федерации о
7 1071_268298
налогах и сборах.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в
установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений,
предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому
страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого
застрахованного лица.
Учитывая названные нормы закона, Общество обязано было представить сведения,
необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за июль
2018 года не позднее 15 августа 2018 года.
Материалами дела подтверждается, что сведения о работниках, необходимые для
осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
пенсионного страхования за июль месяц 2018 года, представлены Обществом в пенсионный
фонд 14.09.2018, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее
15.08.2018). Дата представления Обществом сведений о застрахованном лице
подтверждается извещением о доставке электронного документа.
Указанное бездействие Общества образует объективную сторону правонарушения,
предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Следовательно, о наличии вины свидетельствует тот факт, что привлекаемое к
ответственности лицо не предприняло необходимых и достаточных мер для исполнения
соответствующей обязанности, предусмотренной законом.
Оценивая указанные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что
имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что со стороны Общества
не были совершены все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение
обязанностей страхователя по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда,
в котором Общество состоит на регистрационном учете в качестве страхователя, сведений,
необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер штрафных
санкций в размере 2000 (4х500) рублей рассчитан пенсионным фондом правильно.
Процедура привлечения Общества к ответственности пенсионным фондом соблюдена.
Обстоятельств, исключающих вину общества, смягчающих или отягчающих ответственность
за совершение правонарушения, арбитражным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения
заявленных требований.
8 1071_268298
В силу пункта 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель
был освобожден, взыскивается с ответчика и составляет 2000 рублей. Вместе с тем суд
считает возможным снизить размер госпошлины до 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 216
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центр строительного
надзора и проектирования» (ОГРН) 1181719000132 дата регистрации 29.01.2018, (ИНН)
1701060680, находящегося по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских
добровольцев, д. 1/1, 1 этаж, помещение 2, в пользу Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Кызыл Республики Тыва (ОГРН 1021700513010 ИНН
1701025968, адрес нахождения: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д.
146)
финансовые санкции в размере 2000 рублей, для перечисления в соответствующие
бюджеты.
Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в городе Кызыл Республики Тыва Республики Тыва выдать исполнительный
лист.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центр строительного надзора
и проектирования» государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 500
рублей.
Исполнительный лист направить в налоговый орган.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в
Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва в
месячный срок со дня его принятия.
Судья А.М.Ханды