ГОСТ 520—2011
9.39Радиальный внутренний зазор измеряют в
соответствии с технической документацией, утвержден
ной в установленном порядке, или на измерительных
устройствах по схемам, приведенным на рисунках 52
(метод А) или 53 (метод Б)
Метод А. Данный метод применим ко всем ради
альным подшипникам.
Закрепляют внутреннее кольцо собранного под
шипника на поверочной плите с прокладкой, вставлен
ной между внутренним кольцом иповерочной плитой. В случаесо сферическими подшипниками следует
предотвратить опрокидывание наружного кольца. Устанавливают наконечник индикатора на наружной
поверхности наружного кольца в плоскости середины дорожки качения. Удерживают наружное кольцо в
контакте с подшипником в направлении А. не допуская поднятия противоположной стороны.
Неоднократно перемещают наружное кольцо в данной точке вверх и вниз по оси и производят ко
лебание по окружности (с целью перемещения тел качения кодну дорожки качения) до тех пор, пока ин
дикатор не даст постоянное максимальное показание. Продолжая слегка удерживать наружное кольцо в
контакте с подшипником в направлении А. перемещают наружное кольцо в этой точке сначала вверх, а
затем вниз без перемещения по окружности. Когда тела качения будут проходить через дно дорожки
качения, индикатор даст максимальное показание, которое записывают.
Не меняя основного положения наружного кольца, удерживают его в контакте с подшипником в
направлении 8. не допуская поднятия противоположной стороны. Неоднократно перемещают наруж
ное кольцо по оси вверх и вниз и производят колебание по окружности (с целью перемещения тел ка
чения ко дну дорожки качения) до тех пор, пока индикатор недаст постоянное минимальное показание.
Затем, продолжая слегка удерживать наружное кольцо в контакте с опорой подшипника в направ лении
В, перемещают наружное кольцо в этой точке сначала вверх, а затем вниз без перемещения по
окружности. Когда тела качения переместятся ко дну дорожек качения, индикатор даст минимальное
показание, которое записывают.
Скомпенсировать возможное отклонение от крутости наружного и внутреннего колец путем по
вторения одной и той же процедуры несколько раз в различных угловых положениях.
Разность между минимальным и максимальным показаниями индикатора есть измеренный ра
диальный внутренний зазор. Среднее значение нескольких измерений есть радиальный внутренний
зазор подшипника Gr.
Предварительно смазанные подшипники и некоторые конструкции уплотнений или защитных
шайб подшипников могут отрицательно повлиять на точность измерения.
Примечание — Если стрелка индикатора не переходит через наибольшее или наименьшее показания, то
прокладка, вероятно, слишком тонка.
Метод Б. Данный метод применим к желобным шариковым
подшипникам, радиальным цилиндрическим и сферическим ро
ликовым подшипникам.
Помещают собранный подшипник на плотно подогнанную
жесткую оправку. Устанавливают индикатор А по наружной по
верхности наружного кольца в плоскости середины дорожки ка
чения. Устанавливают индикатор В на поверхности отверстия
внутреннего кольца в плоскости середины дорожки качения.
Придают внутреннему кольцу, посредством оправки, угловые ко
лебательные движения вокруг оси подшипника. Амплитуда этих
колебаний не должна быть большой, чтобы края паза оправки не
касались щупа индикатора В. Смещают наружное кольцо в
радиальном направлении под измерительной нагрузкой, при
близительно составляющей 0.5 % базовой статической грузо
подъемности С0г, рассчитанной в соответствии с ГОСТ 18854.
Рекомендуемые измерительные нагрузки приведены в табли це
58. Записывают средние показания индикаторов А и 8. Из
меняют направление радиальной нагрузки и записывают следу
ИодиювтерА
Индикатор13
Essssssa
ющие средние показания индикаторов А и 8. Записывают раз-
Рисунок 53
57