ГОСТ 33384—2015
8.4 Опорные части
8.4.1 Пролетные строения балочных систем пролетом 6 м и более должны иметь опорные части
из металла, полимерных материалов или комбинированные металлополимерные.
Опорные части должны быть рассчитаны на восприятие усилий и деформаций (линейных, угло
вых), возникающих в узлах опирания при действии расчетных нагрузок, и изготовлены в заводских ус
ловиях. Использование в качестве опорных частей различных материалов (транспортерная лента,
ав топокрышки. рубероид, доски и т. п.) не допускается.
8.4.2 Пролетные строения пролетами длиной свыше 20 м устанавливаемые на металлические
опорные части, должны иметь на одном конце неподвижные, а на другом конце металлические под
вижные опорные части.
8.4.3 На мостовых сооружениях с гибкими опорами допускается установка пролетных строений
только на неподвижные опорные части. Такая схема подлежит расчету как многопролетная рама с шар
нирными узлами над опорами и защемленными внизу стойками.
8.4.4 Опорные части следует применять металлические (тангенциальные, катковые. валковые,
секторные), резинометаллические (слоистые, стаканные, фторопластовые), дисковые и из полимерных
материалов.
Допускается установка плитных пролетных строений длиной до 9.0 м включительно на прокладки
толщиной не менее 10 мм из рулонных битумно-полимерных и полимерных материалов, применяемых
для гидроизоляции пролетных строений.
В подвижных опорных частях не должно быть более четырех катков.
Катки должны быть соединены между собой боковыми стяжками, гарантирующими совместность
перемещения и не препятствующими перекатке и очистке, и оснащены устройствами от боковых сдви
гов и продольного угона, а также защищены футлярами. При применении цилиндрических катков, име
ющих две плоские грани, должна быть исключена возможность их опрокидывания и заклинивания.
8.5 Опоры мостовых сооружений
8.5.1 Применение в железобетонных элементах опор напрягаемой проволочной арматуры ниже
расчетного уровня воды с учетом набега воды на опору не допускается.
Проектирование стальных опор следует выполнять с учетом требований проектирования сталь
ных конструкций мостовых сооружений
8.5.2 Железобетонные элементы опор в пределах водотоков необходимо защищать от истирания
льдом и перемещающимися донными отложениями, от повреждений при навале судов или плотов, а
также механических повреждений, возможных в случае заторов бревен при молевом способе сплава.
В качестве защитных мероприятий рекомендуется применять бетон с повышенной износостойко
стью, увеличивать толщину защитного слоя бетона железобетонных элементов, а при особо тяжелых
условиях (мощном ледоходе и карчеходе) допускается применять покрытие железобетонных элемен
тов стальными листами. Необходимость защиты или ее способ в каждом отдельном случае в зависи
мости от конкретных условий водотока решается проектной организацией.
8.5.3 Элементы опор, расположенные в зонах возможного замерзания воды, должны иметьсплош
ное сечение. Допускается в указанных зонах применение железобетонных элементов в виде свай-
оболочек при обеспечении мер (например, дренажных отверстий) против образования в стенках обо
лочек трещин от силового воздействия замерзающей воды и льда во внутренних полостях оболочек.
8.5.4 В пределах уровня ледохода телу опоры следует придавать форму с учетом направления
воздействия ледохода. Сопряжение граней тела опоры следует выполнять по цилиндрической поверх
ности радиусом не менее 0,3 м.
8.5.5 На реках, расположенных в районах, где среднемесячная температура наружного воздуха
наиболее холодного месяца минус 20 °С и выше, промежуточные опоры (включая железобетонные)
мостов допускается выполнять из бетона без специальной защиты их поверхности.
8.5.6 При проектировании стоечных опор мостов на реках с интенсивным перемещением речных
наносов (количество взвешенных наносов более 1 кг в 1 м3 потока и скорость течения более 2.5 м/с)
следует применять специальные меры защиты (металлические оболочки-бандажи, использование из
носостойкого бетона и др.) в зонахдвижения наносов. Массивные опоры могут применяться без допол
нительной защиты их поверхностей.
8.5.7 Поверхности промежуточных опор мостов, расположенных в районах, где среднемесячная
температура наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже минус 20 °С. а также опор на реках.
12