ГОСТ 33384—2015
6.14 Для мостов, проектируемых на горных и предгорных реках, при определении расчетного
уровня воды следует учитывать дополнительные факторы, которыми являются:
- искривление водной поверхности с подъемом над расчетным уровнем высокой воды (РУВВ) за
счет скоростного напора в наиболее глубоких местах и набега ударной волны на опоры моста:
- образование гребенчатых волн при поворотах реки на угол 20° и более градусов и в местах сва
ла потока к одному из берегов;
- повышение отметок дна за счет отложения влекомых наносов.
6.15 Для обеспечения нормальной работы мостовых переходов на горных и предгорных реках
требуется, как правило, регулирование речных потоков.
В случае стеснения зоны блуждания русла следует предусматривать регуляционные сооружения,
плавно подводящие водный поток к отверстию моста.
6.16 При проектировании мостов через селеопасные реки следует учитывать:
- слабую управляемость селевого потока русловыми формами, очертаниями регуляционных со
оружений и селепропускного отверстия:
- значительно меньшую, чем у воды, текучесть потока:
- опасность ударного и истирающего воздействия селевого потока на конструктивные элементы
сооружений;
- возможность быстрого переформирования русла в результате изменения условий движения се
левого потока.
6.17 Створ мостового перехода через селеоласный водоток не следует располагать на участках
русла, имеющих резкие переломы продольного профиля дна. резкио изменения формы поперечного
сечения, изгибы под углом более 15° или повороты с радиусом кривизны менее 300 м.
6.18 Мосты на селеопасных реках следует, как правило, проектировать однопролетными с пере
крытием всей ширины потока и расположением всех элементов моста выше расчетного уровня селя,
чтобы свести к минимуму наличие мест возможного воздействия потока на элементы моста. В случае
невозможности такого решения русловые опоры моста следует проектировать массивной конструкции и
придавать их поверхностям, соприкасающимся с селевым потокам, обтекаемые формы, с углами
между гранями и динамической осью потока не более 15°. Опоры должны выполняться из прочных ма
териалов. способных выдерживать ударное и истирающее воздействие селевого потока.
6.19 Для пропуска селей расстояние в свету между опорами должно предусматриваться с учетом
максимального размера транспортируемых потоком отдельных глыб, но не менее 4 м по низу подмо
стового русла.
7 Расчет мостовых сооружений на силовые воздействия
7.1 Конструкции мостовых сооружений следует рассчитывать по методу предельных состояний в
соответствии с требованиями национальных стандартов.
7.2 Расчетные схемы и основные предпосылки к расчету должны отражать действительные усло
вия работы конструкций мостовых сооружений при их эксплуатации и строительстве.
Конструкции пролетных строений следует рассчитывать как пространственные, а при условном
расчленении их на плоские системы — приближенными методами, выработанными практикой проекти
рования, и учитывать взаимодействие элементов конструкции между собой и основанием.
Усилия в элементах конструкции, для которых в соответствующих нормативных документах не
указаны методы их расчета с учетом возникающих неупругих деформаций, допускается определять в
предположении работы упругой стадии принятой расчетной схемы.
При соответствующем обосновании расчетдопускается производить подеформированной схеме,
учитывающей влияние перемещений конструкции под нагрузкой.
Выбор расчетных схем, а также методов расчета конструкций мостовых сооружений необходимо
производить с учетом эффективного использования автоматизированных систем расчета и проектиро
вания.
7.3 Величины напряжений и деформаций, определяемые в элементах конструкций при расчетах
сооружений в стадии эксплуатации и при строительстве, а также величины напряжений и деформаций,
определяемые расчетами в монтажных элементах или блоках при их изготовлении, транспортировании и
монтаже, не должны превышать расчетных сопротивлений и предельных деформаций, установлен ных в
стандартах по проектированию соответствующих конструкций мостовых сооружений.
7