ГОСТ 18572—2014
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 24955, ГОСТ 25256, а также
следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 железнодорожный подвижной состав: Транспортные средства, предназначенные для
обеспечения железнодорожных грузовыхи пассажирскихперевозок и функционирования
железнодорожной инфраструктуры.
П р и м е ч а н и е - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны,
моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.
3.2 суммарный условный пробег: Произведение длины окружности обода среднеизношенного
колеса и числа оборотов, совершенных подшипником при стендовом испытании.
3.3 букса: Конструктивный узел колесной пары, служащий для соединения оси колесной пары с
тележкой и передачи постоянных и переменных нагрузок.
3.4 роликовыйрадиальныйцилиндрическийподшипник11:Подшипниккаченияс
цилиндрическими роликами в качестве тел качения, предназначенный для восприятия в основном
радиальной нагрузки.
3.5 буксовыйроликовыйцилиндрическийподшипник:Роликовыйрадиальный
цилиндрический подшипник, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в
буксах железнодорожного подвижного состава.
3.6 сдвоенный буксовый роликовый цилиндрический подшипник: Подшипник качения,
состоящий из двух аналогичных подшипников, обеспечивающий получение заранее заданных
характеристик.
3.7 комплектный подшипник: Один из подшипников качения, входящий в состав сдвоенного
подшипника.
3.8 присоединительный размер подшипника: Размер присоединительной поверхности или
расстояние между присоединительными поверхностями.
П р и м е ч а н и е - К присоединительным размерам относят диаметр отверстия, наружный диаметр,
ширину наружного и внутреннего колец, размер монтажной фаски.
3.9 плоский приставной бортик: Плоское приставное кольцо, которое служит бортиком
внутреннего кольца цилиндрического роликового радиального подшипника.
3.10 фасонный приставной бортик: Приставное кольцо, имеющее L-обраэное сечение, выступ
которого служит бортиком внутреннего кольца цилиндрического роликового радиального подшипника.
3.11 цилиндрический ролик: Ролик, образующая наружной поверхности которого имеет
прямую линию, параллельную оси ролика.
3.12 профилированный ролик: Цилиндрический ролик, обеспечивающий рациональный
контакт с дорожками качения.
П р и м е ч а н и е - Наружная поверхность профилированного ролика имеет слегка выпуклый на всей
длине ролика или на его части регламентированный профиль. Видами профилированных роликов могут быть
бомбинированные ролики, ролики с логарифмическим профилем и пр.
3.13 бомбинированный ролик: Цилиндрический ролик, наружная поверхность которого имеет
непрерывную, слегка выпуклую, регламентированную на части длины кривизну в плоскости оси
ролика, предназначенную для предотвращения концентрации напряжений на краях ролика при его
контакте с дорожками качения.
3.14 разноразмерность диаметрароликовподшипника: Разность между средними
диаметрами в единичной радиальной плоскости ролика, имеющего наибольший такой диаметр, и
ролика, имеющего наименьший такой диаметр, комплекта роликов подшипника.
П р и м е ч а н и е - Для цилиндрических роликов используют плоскость, проходящую через середину
длины ролика.
В ранее утвержденнойнормативно-технической документации применен термин « подшипник
роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами».
2