ГОСТ 18572—2014
Приложение В
(обязательное)
Методика эксплуатационных поездных испытаний
В.1 Эксплуатационныепоездныеиспытанияподшипниковнаотсутствиеявныхи
деградационных отказов проводит испытательный центр по решению органа по сертификации.
В.2 Испытаниям подвергают подшипники, имеющие сертификат соответствия, выданный
предприятию-изготовителю на производство ограниченных партий.
В.З Число испытуемых подшипников каждой партии, отобранных методом случайной выборки по
ГОСТ 18321, определяют исходя из их потребности для оборудования буксовых узлов
железнодорожного подвижного состава, но:
- не менее восьми и не более 40 узлов локомотивов, моторвагонного подвижного состава;
- не менее 80 узлов пассажирских вагонов;
- не менее 160 узлов грузовых вагонов.
Допускается проведение эксплуатационных поездных испытаний подшипников грузовых вагонов
вместо сети железных дорог на испытательном полигоне в соответствии с приложением Б в
количестве, необходимом для оборудования 80 буксовых узлов.
В.4 Испытания подшипников проводят на конкретном типе железнодорожного подвижного
состава в соответствии с областью их применения.
В процессе испытаний контроль технического состояния колесных пар с испытуемыми
подшипниками и температурой нагрева подшипников проводят напольным оборудованием средств
контроля системы обнаружения перегретых букс.
В.5 Испытания считают завершенными по истечении двух лет с момента начала эксплуатации
железнодорожного подвижного состава или при достижении каждым испытуемым подшипником
пробега не менее:
- 200000 км для магистральных грузовых и маневровых локомотивов, грузовых вагонов с
конструктивной скоростью до 120 км/ч включительно;
- 300000 км для пассажирских локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, пассажирских
вагонов с конструктивной скоростью до 200 км/ч включительно;
- 800000 кмдля мотор-вагонного подвижногосостава с конструктивнойскоростью свыше 200 км/ч.
Для подшипников маневровых локомотивов продолжительность испытаний ограничивается
только двумя годами эксплуатации.
При недостижении необходимого пробега железнодорожного подвижного состава после двух
лет испытания подшипников по решению органа по сертификации могут быть продолжены до
достижения необходимого пробега.
В.6 Критерий положительности результатов испытаний подшипников - отсутствие явных и
деградационных отказов.
В.7 При появлении в процессе ислытаюй заклинивания и разрушения подшипника, повреждения
уплощений или чрезмерного нагрева подшипников, характеризуемого выбросом смазочного материала из
буксового узла на диск и обод колеса, испытания приостанавливают, подшипники осматривает комиссия с
участием представителейоргана посертификации и предприятия-изготовителя.
Приподтвержденииотказов комиссией испытания прекращают, подшипникиизэксплуатации изымают.
Отказы подшипников, возникшие в результате нарушения монтажа буксового узла на
вагоностроительных заводах и ремонтных предприятиях железных дорог и установленные
комиссией, а также при обстоятельствах непреодолимой силы, таких как крушение поезда не по
причине разрушения подшипников, пожар, наводнение, землетрясение или каком-либо ином
подобном обстоятельстве, при оценке надежности подшипников не учитывают.
В.8 Наличие деградационных отказов определяет комиссия при проведении осмотра
подшипников после окончания испытаний.
Осмотру подвергают подшипники не менее восьми и не более 12 буксовых узлов
железнодорожного подвижного состава, отобранных органом по сертификации методом случайной
выборки по ГОСТ 18321. При возникновении спорной ситуации число инспектируемых буксовых узлов по
решению органа по сертификации может быть увеличено.
В.9 В процессе проведения комиссионных осмотров проводят демонтаж подшипников с оси
колесной пары, разборку, отбор проб смазочного материала из зон, указанных на рисунке А.З,
промывку подшипников, осмотр и анализ технического состояния деталей подшипников на наличие
признаков контактной усталости металла и коррозии на поверхностях качения, а также исследование
смазочного материала на содержание механических примесей и воды.
24