ГОСТ 31843—2013
8 Подача смазки
8.1 Подача смазки на компрессор
8.1.1 Система подачи смазки на компрессор должна быть напорной, системы смазки разбрызгива
нием могут применяться для горизонтальных компрессоров, если номинальная мощность составляет
150 кВт или менее. Температура масла в картере не должна превышать 70 °С для напорных систем и 80 °С
для систем смазки разбрызгиванием.
• 8.1.2 При необходимости системы подачи смазки под давлением должны быть спроектированы
и установлены в соответствии с [18] (или с главой 2 [19]).
Примечание — [18](ипи [19]) обычноприменяют к сложносоставным поршневым компрессорам с боль
шими турбинными приводами и зубчатыми передачами.
8.1.3Все системы подачи смазки под давлением должны состоять из масляного насоса с сетча
тым фильтром на всасывающей линии, системы подвода и отвода масла (см. 11.2), маслоохладителя
(если необходимо), полнопроточного фильтра и необходимых инструментов (см. рисунок G.4, приложе
ние G). В данном случае должны быть применены требования 8.1.3.1—8.1.3.3.
8.1.3.1 Все наружные маслосодержащие нагнетательные элементы, включая вспомогательный
насос, должны быть стальными, кроме насосов подачи смазки с приводом от коленвала, корпус кото
рых может быть изготовлен из серого чугуна или чугуна с шаровидным графитом.
• 8.1.3.2 Каждый компрессор номинальной мощностью более 150 кВт продавец обязан обеспе
чить отдельным вспомогательным масляным насосом с автономным приводом, полной подачей и на
пором. с автоматическим запуском при низком давлении в системе подачи смазки и с дополнительны
ми функциями последующей смазки после отключения компрессора. Тип привода должен быть указан
в спецификации. При отсутствии иных указаний приводы насоса должны иметь дополнительный за
пас мощности, соответствующий пусковому моменту вращения при кинематической вязкости масла
1000 мм2/с.
• 8.1.3.3 Как основной, так и вспомогательный насос должен иметь запас по подаче масла на 20 %
больше, чем общая потребность в масле. Кроме того, каждый насос должен быть оснащен отдельным
невстроенным предохранительным клапаном с отдельной трубкой, подведенной к резервуару картера.
Предохранительный клапан, обслуживающий основной масляный насос, должен иметь корпус, изго
товленный из серого чугуна или чугуна с шаровидным графитом, если он расположен внутри картера, в
остальных случаях корпус должен быть стальным. По требованию покупателя предохранительный
клапан для насоса должен быть установлен вне картера.
Возвратный масляный трубопровод должен подавать масло в маслосборник или во внешний ре
зервуар таким образом, чтобы не допустить обратного тока в насос и не накапливать статического
электричества.
8.1.3.4Номинальное манометрическое давление в системе подачи смазки на раму должно быть
не менее 10 бар.
• 8.1.4 Масляный охладитель должен поддерживать температуру масла не выше 55 °С. Охлади
тель должен быть с системой водяного охлаждения, кожухотрубного или пластинчатого типа с соответ
ствующим воздушным охлаждением согласно спецификации.
Использование встроенных масляных охладителей недопустимо.
8.1.5 В системе смазки должен быть установлен терморегулирующий клапан для поддержания
температуры масла выше минимальной температуры, указанной производителем. Клапан позволяет
маслу циркулировать по перепускному каналу вокруг системы охлаждения (см. рисунок G.4. приложе
ние G).
8.1.6 Полнопоточные фильтры с заменяемыми элементами должны иметь степень фильтрации
10 мкм (номинальная фильтрация) или выше. Фильтры должны быть расположены внизу охладителя.
Фильтры с крышками, масса которых составляет более 16 кг, должны иметь подъемники для
крышек. Фильтры не должны быть оснащены обводной линией. Материалы, из которых изготовлены
фильтрую щие патроны, должны быть устойчивыми к коррозии. Сетчатые металлические или
металлокерамиче ские фильтрующие элементы не должны использоваться. Поток должен быть
направлен извне к центру патрона фильтра. Расчет фильтрующего патрона в сборе должен
гарантировать невозможность возник новения внутреннего перепускного потока из-за возникновения
зазора между фильтром и патроном или между двумя фильтрующими патронами, неправильного
уплотнения нижней крышки или иных ошибок
21