ГОСТ Р 41.95—2005
- выводят поперечный спиртовой уровень в нулевое положение; в случае необходимости к верхней части
спинки объемного механизма прилагают поперечную нагрузку, достаточную для установки в горизонтальное по
ложение спинки объемного механизма определения точки Н на сиденье.
4.13 Придерживают коленный шарнир для того, чтобы не допустить соскальзывания объемного механизма
определения точки Н вперед на подушку сиденья, и затем:
a) возвращают назад спинку объемного механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;
b
) попеременно прилагают иубирают горизонтальную нагрузку, воздействующую взаднем направлении ине
превышающую 25 Н. к штанге утла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спине,
пока круговой сектор бедра не покажет, что после устранения воздействия нагрузки достигнуто устойчивое поло
жение. Обеспечивают, чтобы на объемный механизм определения точки Н не воздействовали какие-либо
внешние сипы, направленные вниз или вбок. В случае необходимости повторной ориентации объемного меха
низма определения точки Н в горизонтальном направлении наклоняют спинку механизма вперед, вновь проверя ют
его горизонтальное положение и повторяют процедуру, указанную в 4.12.
4.14 Проводят все измерения:
4.14.1 Координаты точки Н измеряют относительно трехмерной системы координат.
4.14.2 Фактический угол наклона туловища определяют по круговому сектору наклона спинки объемного
механизма определения точки Н, причем штырь должен находиться в крайнем заднем положении.
4.15 В случае повторной установки объемного механизма определения точки Н сиденье должно быть сво
бодным от любых нагрузок в течение минимум 30 мин до начала установки. Объемный механизм определения
точки Н не следует оставлять на сиденье сверх того времени, которое необходимо для проведения данного
испытания.
4.16 Если сиденья, находящиеся в одном и том же ряду, можно рассматривать как одинаковые (многомес
тное сиденье, идентичные сиденья и т. п.), то следует определять только одну точку Н и один фактический угол
наклона спинки сиденья для каждого ряда, устанавливая объемный механизм определения точки Н,
описание которого приведено в дополнении 1, в месте, которое можно рассматривать как типичное для
данного ряда сидений.
Этим местом является:
4.16.1 В переднем ряду — место водителя.
4.16.2 В заднем ряду или рядах — одно из боковых мест.
Дополнение 1
(обязательное)
Описание объомного механизма определения точки Н
1Спинка и основание
Спинка и основание, изготовленные из армированного пластика и металла, моделирующие туловище и
бедра человека, крепятся друг кдругу механически осью, проходящей через точку Н11. На штырь, укрепленный на
этой оси в точке Н. устанавливают круговой сектор для измерения фактического угла наклона спинки. Регулируе
мый шарнир бедра, соединяемый с основанием туловища, определяет центральную линию бедра и служит
исходной линией для кругового сектора наклона бедра.
2 Элементы туловища и ног
Элементы, моделирующие ступни и голени, соединяются с основанием туловища с помощью коленного
шарнира, являющегося продольным продолжением регулируемого кронштейна бедра. Для измерения угла сгиба
колена элементы голени и лодыжки оборудованы круговыми секторами. Элементы, моделирующие ступни, имеют
градуировку для определения угла наклона ступни. Ориентацию устройства обеспечивают при использовании
двух спиртовыхуровней. Грузы, размещаемые на туловище и устанавливаемые в соответствующих центрах тяже
сти. обеспечивают давление на подушку сиденья, равное оказываемому пассажиром-мужчиной массой 76 кг. Все
сочленения механизма определения точки Н должны быть проверены, для того чтобы обеспечить их свободное
движение и исключить какое-либо заметное трение.
11За подробной информацией о конструктивных особенностях объемного механизма определения точки Н
следует обращаться по адресу: Society of Automobile Engineers (SAE). 400 Commonwealth Drive, Warrendale,
Pennsylvania 15096. United States of America.
Механизм соответствует требованиям ГОСТ Р 41.14.
10