ГОСТ Р 41.95—2005
3.1.1 Координаты точки R относительно трехмерной системы координат.
3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища.
3.1.3 Все указания, необходимые для регулирования сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его
в положение для измерения, определенное в 4.3.
3.2 Соотношение полученныхданных и данных из конструктивных спецификаций
3.2.1 Координаты точки Ни значение фактического угла наклона туловища, установленные всоответствии с
процедурой, указанной в разделе 4. сравнивают соответственно с координатами точки R и значением конструктив
ного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.
3.2.2 Относительное положение точки R и точки Н и соотношение между конструктивным углом наклона
туловища и фактическим углом наклона туловища считают удовлетворительными для рассматриваемого места
для сидения, если точка Н, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и
вертикальные стороны которого, равные 50 мм. имеют диагонали, пересекающиеся вточке R, и если фактический
угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5*.
3.2.3 Вслучаеудовлетворения этих условий точку Rиконструктивный угол наклонатуловища используют для
проверки соответствия предписаниям настоящего стандарта.
3.2.4 Если точка Н или фактический угол наклона туловища не соответствует предписаниям 3.2.2, тоточку Н
и фактический угол наклона туловища определяют ещедва раза (всего три раза). Если результаты двухизэтих трех
измерений удовлетворяют требованиям, то применяют предписания 3.2.3.
3.2.5 Если результаты по меньшей мере двух из трех измерений, определенных в 3.2.4. не удовлетворяют
предписаниям 3.2.2 или если проверка невозможна, поскольку предприятие — изготовитель транспортного сред
ства не представило данных, касающихся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, можно
использовать центроид трех полученных точек или средние значения трех измеренных углов, которые будут счи
таться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивный угол
наклона туловища.
4 Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища
4.1 Испытуемое транспортное средство должно быть выдержано при температуре 20 *С ± 10 "С по выбору
предприятия-изготовителя для того, чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла
комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовали, то на него необходимо поместить дважды в
течение 1мин человека или устройство массой от 70до80кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку. По
просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии в течение
по крайней мере 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки Н.
4.2 Транспортное средство должно занять положение для измерения, определенное в 2.11.
4.3 Если сиденье регулируемое, то его устанавливают сначала в крайнее заднее — нормальное при управ
лении или использовании — положение, предусмотренное предприятием — изготовителем транспортного сред
ства. применив лишь одну продольную регулировку сиденья, и без его перемещения, предусмотренного для це
лей. иных чем нормальное управление или использование. Если предусмотрены другие способы регулирования
сиденья (вертикальное, угла наклона спинки и т. д.), его приводят в положение, определенное предприятием —
изготовителем транспортного средства. Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном поло
жении должна соответствовать нормальному положению при управлении, указанному првдприятием-изготоеите-
лем.
4.4 Поверхность места для сидения, с которой соприкасается объемный механизм определения точки Н,
покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, определя
емой как гладкая хлопчатобумажная ткань плотностью 0.228 кг/м2или как тканая или нетканая материя, имеющая
аналогичные характеристики. Если испытание проводят на сиденье вне транспортного средства, то пол. на кото
рый устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики1*,что и пол транспортного средства. 8
котором будет установлено такое сиденье.
4.5 Помещают основание и спинку объемного механизма определения точки Н таким образом, чтобы цен
тральная плоскость водителя или пассажира
CJLO
совпадала с центральной плоскостью механизма определе
ния точки Н. По просьбе предприятия-изготовителя объемный механизм определения точки Н может быть пере
двинут внутрь относительно
CILO.
если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет провести его вырав
нивание.
4.6 Прикрепляют ступни и голени объемного механизм определения точки Н к основанию корпуса либо
отдельно, либо посредством шарнирного соединения. Линия, проходящая через визирные метки определения
точки Н на объемном механизме, должна быть параллельной основанию и перпендикулярной к продольной
центральной плоскости сиденья.
4.7 Располагают ступни и ноги объемного механизма определения точки Н следующим образом:
11Угол наклона, разница по высоте крепления сиденья, текстура поверхности и т. д.
8