ГОСТ Р 41.95—2005
4.7.1 Сиденье водителя и сиденье пассажира рядом с водителем
4.7.1.1 Ступни и ноги перемещают вперед таким образом, чтобы ступни заняли естественное положение, в
случае необходимости, между рабочими педалями. Левую ступню, по возможности, устанавливают таким обра
зом. чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости
обьемного механизма определения точки Н, на котором находится правая ступня с правой стороны. С помощью
спиртового уровня проверки поперечной ориентации объемного механизма определения точки Н последний
приводят в горизонтальное положение регулированием, в случае необходимости, основания корпуса либо пере
мещением ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н на объемном механизме,
должна быть перпендикулярна к продольной центральной плоскости сиденья.
4.7.1.2 Если левая нога не может быть установлена параллельно правой ноге, а левая ступня — на элемен
тах конструкции, то левую ступню необходимо перемещать до тех пор. пока она не будет установлена. Визирные
метки должны быть совмещены.
4.7.2 Заднее боковое сиденье
Что касается задних или дополнительных сидений, то ноги необходимо располагать так, как предписано
предприятием-изготовителем. Если при этом ступни опираются на части пола, которые находятся на различных
уровнях, то ступня, которая первая прикоснулась к переднему сиденью, служит в качестве исходной, а друтая
ступня должна быть установлена таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное положение поперечной оси
объемного механизма определения точки Н. проходящей через соединение обоих бедер манекена с туловищем,
проверяемое с помощью спиртового уровня.
4.7.3 Другие сиденья
Следует придерживаться общего порядка, указанного в 4.7.1. за исключением порядка установки ступней,
определяемого предприятием — изготовителем транспортного средства.
4.8 Размещают грузы на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определения точки Н в
горизонтальное положение.
4.9 Наклоняют спинку объемного механизма вперед до упора и отводят объемный механизм определения
точки Н от спинки сиденья за Т-образный рычаг коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм определения
точки Н на прежнее место на сиденье одним из нижеследующих способов:
4.9.1 Если объемный механизм определения точки Н скользит назад, поступают следующим образом: дают
объемному механизму определения точки Н возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходи
мость в удержании за Т-образный рычат коленного шарнира направленной вперед горизонтальной силой, т. е. до
тех пор. пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следует
изменить положение голени и ступни.
4.9.2 Если объемный механизм определения точки Н не скользит назад, поступают следующим образом:
отодвигают объемный механизм определения точки Н назад, прилагая усилие к Т-образному рычагу коленного
шарнира до тех пор. пока основание механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (см. рисунок 2
дополнения 1).
4.10 Прилагают нагрузку, равную (100 ± 10) Н. к спинке и основанию объемного механизма определения
точки Н на пересечении кругового сектора бедра и кожуха коленного шарнира. Это усилие должно быть все время
направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше
кожу ха кронштейна бедра (см. рисунок 2 дополнения 1). После этого осторожно возвращают назад спинку
механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Последующую процедуру необходимо проводить с
осторожностью, для того чтобы не допустить соскальзывания объемного механизма определения точки Н
вперед.
4.11 Размещают грузы на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно восемь грузов
на кронштейне спинки. Обеспечивают горизонтальное положение обьемного механизма определения точки Н.
4.12 Наклоняют спинку объемного механизма определения точки Н вперед, чтобы устранить давление на
спинку сиденья. Проводят три полных цикла бокового качания обьемного механизма определения точки Н по дуге в
10’ (5" в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости}, для того чтобы выявить и устранить возмож ные
точки трения между объемным механизмом определения точки И и сиденьем.
При раскачивании коленный шарнир объемного механизма определения точки Н может отклоняться от
установленного горизонтального и вертикального направления. Поэтому во время раскачивания обьемного ме
ханизма шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании шарнира и раска
чивании обьемного механизма определения точки Н необходимо соблюдать осторожность, чтобы не допустить
появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни обьемного механизма определения точки Н или ограничивать их
перемещение. Если ступни изменят свое положение, они должны оставаться на некоторое время в новом поло
жении.
Осторожно возвращают назад спинку объемного механизма определения точки Н до соприкосновения со
спинкой сиденья и выводят оба спиртовых уровня в нулевое положение. В случае перемещения ступней во время
раскачивания обьемного механизма определения точки Н их вновь устанавливают следующим образом:
- попеременно приподнимают ступни с пола на минимальную высоту, необходимую для того, чтобы предот
вратить их дополнительное перемещение. При этом удерживают ступни таким образом, чтобы они могли вра
щаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил исключается. Когда каждая ступня опять уста
новлена в свое нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конст
рукции;
4— 613
9