Дата принятия решения – 10 апреля 2019 года.
Дата объявления резолютивной части – 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи
Хамидуллиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
секретарем судебного заседания Красильниковой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с
ограниченной ответственностью «Флагман», г. Альметьевск (ОГРН 1151644001134, ИНН
1644051662), к Закамскому территориальному управлению Министерства экологии и
природных ресурсов Республики Татарстан, Нижнекамский район, п. Красный Ключ, об
отмене Постановления №32 от 30.01.2019 о привлечении к административной
ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ,
с участием:
от заявителя – Халиуллина А.И., представитель по доверенности от 19.03.2019;
от ответчика – Багавиева Р.И., представитель по доверенности от 29.11.2018
№12291/08, Халикова Л.Г., представитель по доверенности от 29.11.2018 №12295/08;
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Флагман», г. Альметьевск (далее –
заявитель, Общество, ООО «Флагман»), обратилось в Арбитражный суд Республики
Татарстан с заявлением к Закамскому территориальному управлению Министерства
экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Нижнекамский район, п. Красный
Ключ (далее – ответчик, Управление, административный орган), об отмене Постановления
№32 от 30.12.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
А65-4377/2019 2
Представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме по
основаниям, изложенным в заявлении, озвучила пояснения по делу, представила для
приобщения к материалам дела копию заявления о приостановлении права пользования
участками недр от 18.09.2017.
Судом, в отсутствие возражений ответчика, на основании ст. 159 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации указанный документ приобщен к
материалам дела.
Представители ответчика заявленные требования не признали по основаниям,
изложенным в отзыве на заявление, озвучили пояснения по делу.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 31.12.2015 серии
ТАТ СРМ №01482 ТП сроком действия до 30.12.2019 на право пользования недрами с
целевым назначением и видами работ: геологическое изучение песка на участке недр
«Димитарлауское» (далее – лицензия; л.д.7).
Во втором разделе лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью
лицензии, определены основные условия пользования участком недр. В частности,
недропользователь обязался не позднее 01.09.2016 составить и утвердить в соответствии с
требованиями законодательства проект геологоразведочных работ; до 01.09.2018 провести
комплекс геологоразведочных работ в соответствии с согласованным проектом (пп.3, 4 и
5 п.2.1 раздела, л.д.53-56).
В ходе проведенной проверки Управление выявило, что Общество указанные
пункты лицензионного соглашения не выполнило. В этой связи административный орган
сделал вывод о нарушении заявителем требований ст. 7, ст. 11, ст. 22, ст. 23.2, ст. 24 Закона
Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Усмотрев в действиях недропользователя признаки нарушения части 2 статьи 7.3
КоАП РФ, Управление 28.01.2019 составило в отношении Общества протокол об
административном правонарушении №024682 (л.д.58).
Постановлением №32 от 30.01.2019 (далее – Постановление) с учетом определения
административного органа от 30.01.2019 об исправлении опечатки в дате вынесения
(первоначально указана дата постановления 30.12.2019), заявитель признан виновным в
совершении административного правонарушения в соответствии с вышеприведенной
квалификацией и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. (л.д.60-
62).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в
арбитражный суд. Одновременно недропользователь ходатайствовал о восстановлении
пропущенного срока для обжалования указанного постановления.
А65-4377/2019 3
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее – АПК РФ) и статьей 30.3 КоАП РФ заявление об
оспаривании решения административного органа о привлечении к административной
ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня
получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным
законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по
ходатайству заявителя.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица,
участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд
восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска
уважительными (части 1 и 2 статьи 117 Кодекса).
Из материалов дела следует, что Постановление о привлечении к административной
ответственности получено Обществом 11.02.2019 (л.д.11). Таким образом, срок на подачу
заявления в арбитражный суд истекал 25.02.2019.
Заявитель направил заявление в арбитражный суд посредством сервиса электронной
подачи документов «Мой арбитр» 16.02.2019 в 15.49 час. (л.д.33). Таким образом,
установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ десятидневный срок подачи заявления в
арбитражный суд Обществом не пропущен, оснований для восстановления срока судом не
имеется.
Исследовав представленные по делу доказательства и выслушав доводы сторон, суд
считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.6 и ч.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об
оспаривании решения административного органа о привлечении к административной
ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного
органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные
основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли
установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности
привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства,
имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
А65-4377/2019 4
Судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным
органом в пределах его компетенции. Срок привлечения к административной
ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не
пропущен.
Довод заявителя о наличии допущенных ответчиком процессуальных нарушений
при привлечении к административной ответственности не нашел подтверждения в ходе
рассмотрения дела и опровергается материалами административного дела.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее –
Закон о недрах) установлено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет
исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии
с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в
границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр,
которому он предоставлен.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление лицензии на
пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного
участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего
земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным
использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ,
связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения
проекта проведения указанных работ.
Пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан
обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе
продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных
ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей
питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов
промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи
которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в
соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной
документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также
правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных
ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным
фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской
Федерации федеральными органами исполнительной власти.
А65-4377/2019 5
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная
проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами,
изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на
выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат
согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления
государственным фондом недр и в состав которой включаются представители
уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов
исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных
ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки
месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых,
устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по
согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации
федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки
месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых и видам
пользования недрами установлен в Положении о подготовке, согласовании и утверждении
технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной
проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками
недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118.
Согласно пункту 4 Положения в соответствии со статьей 24 Закона о недрах
пользователи недр обязаны обеспечить проведение комплекса технологических,
маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального
технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное
определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В силу статьи 22
указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической,
маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее
сохранность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за
пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование
недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического
проекта.
Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи
7.3
КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное
А65-4377/2019 6
пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов
пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-
либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных
лицензией на пользование недрами.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное
поведение лица и может быть совершено только в форме действий. Бездействие,
выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта
непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную
сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений
административных органов о привлечении к административной ответственности
обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к
административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший
оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об
административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании
которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,
устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения,
виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протоколом об административном правонарушении, оспоренным постановлением и
самим Управлением подтверждается, что заявитель не принял никаких активных мер в
целях пользования недрами в рамках полученной им лицензии, тем самым, проявив
пассивное бездействие в реализации ее условий. Следовательно, деяния Общества,
допустившего такое нарушение в отсутствие фактического использования участка недр,
не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Более того, приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики
Татарстан от 27.09.2017 №1145-п, который имеется в материалах административного дела
(л.д.63), было приостановлено право пользования недрами, предоставленного ООО
«Флагман» на основании лицензии TAT СРМ №01482 ТП, выданной с целью
геологического изучения песка на участке недр «Димитарлауское» на территории
Сармановского муниципального района Республики Татарстан до 18.09.2019.
Вместе с тем, Обществу вменено правонарушение, совершенное 25.01.2019 в 13 час.
00 мин., то есть в период приостановления действия лицензии ТАТ СРМ №01482 ТП и
лицензионного соглашения к нему. При этом во время приостановления права
А65-4377/2019 7
пользования недрами Общество не имеет возможности осуществлять какие-либо
работы в пределах месторождения.
Приостановление – это временное прекращение всех работ, связанных с
пользованием недрами на определенный срок. Лицензия на пользование участком недр
сохраняет силу, а срок ее действия продлевается на срок приостановления деятельности.
При приостановлении права пользования временно прекращается основной вид
деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности
по: обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин; поддержанию
строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей,
окружающей природной среды и недр состоянии.
Суд учитывает, что в соответствии с п.3 раздела 2 лицензионного соглашения
недропользователь обязался не позднее 01.09.2016 составить и утвердить в соответствии с
требованиями законодательства проект геологоразведочных работ.
Между тем, исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в
материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы
и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд установил, что Общество не
осуществляло фактическое пользование недрами, а также, принимая во внимание, что
неиспользование владельцем лицензии предоставленного ему права не подтверждает факт
пользования недрами, в связи с чем само по себе право на пользование недрами без их
фактического использования не свидетельствует о возможности привлечения к
административной ответственности, приходит к выводу об отсутствии состава
административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является
обстоятельством, исключающим производство по делу об административном
правонарушении.
Правомерность вывода о том, что для привлечения к административной
ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ административный орган должен установить факт
осуществления Обществом работ по добыче полезных ископаемых подтверждается
позицией, изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации №304-
АД15-2174 от 19.05.2015.
Таким образом, суд считает, что привлечение Общества к административной
ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ Постановлением №32 от 30.01.2019 было
произведено неправомерно.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об
оспаривании решения административного органа о привлечении к административной
ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его
А65-4377/2019 8
принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к
административной ответственности или применение конкретной меры ответственности,
либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их
полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о назначении
административного наказания №32 от 30.01.2019 подлежит признанию незаконным и
отмене, а производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в
отношении заявителя, прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Республики Татарстан
Решил:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Закамского территориального
управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан №32 от
30.12.2018 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Флагман»,
г. Альметьевск, к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 7.3 КоАП
РФ.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый
арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.В. Хамидуллина