Г.
Урюпинск 11 апреля 2019 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Протопоповой Ю.Ю.,
с участием прокурора Родиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства об охране объектов культурного наследия,
Установил:
Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства об охране объектов культурного наследия. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области выявлены нарушения указанного законодательства. Так, согласно выписке из реестра муниципальной собственности сельского поселения в собственности администрации находится объект культурного наследия регионального значения « Братская могила участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов », расположенный в . В нарушение требований постановления Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» охранная зона указанного объекта не установлена. Полагает, что в данном случае затрагиваются правоотношения в области сохранения, исполнения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ. На основании изложенного просил возложить на администрацию Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проект зоны охраны объекта культурного наследия, а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту на объект культурного наследия: « Братская могила участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов », расположенный в .
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика на основании доверенности Макеева Е.А. возражала относительно заявленных требований, указав о том, что в бюджете сельского поселения на 2019 год денежных средств для разработки указанного в иске проекта не имеется, просила в удовлетворении иска прокурору отказать.
Представитель третьего лица направил в адрес суда отзыв, в котором исковые требования прокурора поддержал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.
Суд, с согласия истца, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело с учетом имеющихся материалов и предоставленных сторонами доказательств без участия третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 44 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (подпункт 1 статьи 1). Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно п. 1 ст. 34 указанного ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации. (пункт 4 статьи 34 данного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 № 972 утверждено «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктом 3 которого установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области находится объект культурного наследия, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения: « Братская могила участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов », расположенный в .
Согласно свидетельству о государственной регистрации права данный объект культурного наследия (памятник погибшим воинам) находится в собственности муниципального образования Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 13).
Согласно сообщению администрации Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от № в отношении указанного объекта культурного наследия проект зоны охраны объекта не разрабатывался (л.д. 11-12).
Из положений ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 40 указанного ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 47.2 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 47.3 ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Учитывая изложенное, суд приходи к выводу, что перечисленными выше нормами права установлены обязанности органов местного самоуправления, в том числе: на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований и на получение заключений государственной историко-культурной экспертизы.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено нарушение ответчиком законодательства об охране объектов культурного наследия, что затрагивает правоотношения в области сохранения, исполнения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ и нарушает интересы неопределенного круга лиц, то исковые требования прокурора основаны на законе, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы стороны ответчика о том, что в бюджете сельского поселения на 2019 год отсутствуют денежные средства для разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия, убедительными для отказа в удовлетворении исковых требований не являются, поскольку по смыслу положений БК РФ, отсутствие бюджетных средств у муниципального образования само по себе не является основанием для освобождения ответчика от обязанностей возложенных законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства об охране объектов культурного наследия, удовлетворить.
Обязать администрацию Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проект зоны охраны объекта культурного наследия, а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту на объект культурного наследия « Братская могила участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов », расположенный в .
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда, через Урюпинский городской суд Волгоградской области, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ковалева