ГОСТ Р 54135—2010
- мониторинга, за который ответственны компетентные власти, включая любой мониторинг, произ-
водимый третьей стороной, действующей от их лица;
- стратегии и роли каждого участника;
- методов и гарантий, необходимых в каждом случае;
- требований к уведомлениям (сообщениям).
Существенно, чтобы лица, пользующиеся результатами мониторинга, были бы уверены в каче-
стве таких результатов. Поэтому, выполняя данную работу объективно и точно в соответствии со стан-
дартами, специалист должен продемонстрировать ее качество тем, кто будет использовать эти данные.
Компетентные власти ответственны за определение норм качества в разработанных требованиях
и за определение диапазона гарантированных норм предосторожности. Для этого необходимо исполь-
зовать:
- стандартные методы измерения, если таковые имеются;
- приборы, имеющие сертификаты для пользования ими;
- аттестованный персонал в области качества;
- аккредитованные испытательные и измерительные лаборатории.
В целях самомониторинга деятельности возможно использовать признанные системы менед-
жмента качества и осуществлять периодическую проверку с помощью аккредитованной лаборатории.
4.6 Какие объекты и каким образом подпадают под мониторинг?
12
4.6.1 Существуют различные подходы, которые можно применять для контроля какого-либо
параметра:
- прямые измерения;
- измерение смешанных (суррогатных) параметров;
- массовые взвешивания;
- определение факторов и показателей выбросов;
- другие подсчеты.
При выборе одного из этих подходов для мониторинга должен быть обеспечен баланс между
применимостью такого метода, надежностью, уровнем конфиденциальности, затратами и пользой, при-
носимой окружающей среде.
Выбор параметров, подлежащих мониторингу, зависит от процессов производства, сырья и хи-
мических веществ, используемых на предприятии. Для мониторинга предпочтительно выбирать такие
параметры, которые возможно было бы использовать и для контроля собственно производственных
процессов. Частота контроля за параметром значительно изменяется в зависимости от необходимости и
уровня риска для окружающей среды, а также от выбранного в отношении мониторинга подхода.
Поскольку за счет мониторинга выбросов компетентные органы власти должны быть обеспечены
соответствующей информацией по выбросам и их временным различиям, число параметров, подлежа-
щих контролю, обычно превышает число параметров, включенных в разрешенный список программы
мониторинга.
Для выбора соответствующих режимов мониторинга необходимо определить значения ущерба,
наносимого окружающей среде, и уровни потенциального риска. При определении режима мониторин-га
или его масштабов основными элементами, воздействующими на риск, являются такие показатели
фактических выбросов, превышающих ПДУ, как:
а) вероятность превышения ПДУ;
b) последствия превышения ПДУ (т.е. вред, нанесенный окружающей среде).
При оценке вероятности превышения ПДУ необходимо проанализировать:
- число источников, способствующих выбросам;
- стабильность условий процесса;
- возможность нейтрализации потоков выбросов;
- возможность предотвращения дополнительных выбросов;
- возможность механических повреждений, вызванных коррозией;
- гибкость процесса производства продукции;
- возможность оператора реагировать на аварийную ситуацию;
- срок эксплуатации оборудования;
- условия эксплуатации;
- перечень опасных веществ, которые могут быть выброшены в нормальных или в ненормальных
условиях;