ГОСТ Р 54135—2010
8
этом данные мониторинга сравнивают с ПДУ загрязнений в окрестностях предприятия и в районе, под-
верженном его влиянию, т.е. воздействию загрязнений на экосистемы.
Данное Руководство касается в основном оценки риска на основе мониторинга промышленных
выбросов вблизи источника этих выбросов в момент их возникновения, поэтому процесс мониторинга и
воздействие мониторинга на качественное состояние окружающей среды в настоящем стандарте не
рассматриваются.
Для осуществления мониторинга необходимо получать информацию в виде отчетности о зависи-
мости окружающей среды от деятельности промышленных предприятий. В отдельных случаях такого
рода информация также может быть применена для оценки финансовых затрат и экологических плате-
жей за выбросы.
Ниже перечислены семь вопросов, ответы на которые позволяют органам, ответственным за про-
ведение оценки риска на основе мониторинга, определить оптимальные условия его осуществления.
1 С какой целью и почему осуществляют оценку риска и мониторинг?
2 Кто проводит оценку риска и мониторинг?
3 Какие объекты и каким образом подпадают под оценку риска и мониторинг?
4 Как выразить ПДУ и результаты оценки риска на основе мониторинга?
5 Какие временные аспекты оценки риска и мониторинга рассматривают?
6 Что делать с возникающими неопределенностями?
7 Какие требования мониторинга должны быть включены в оценку риска и разрешения с ПДУ?
Цель настоящего стандарта — способствовать повышению надежности и сравнению данных
оценки риска на основе мониторинга. Это особенно важно при сравнении деятельности различных
предприятий из одного сектора, общих нагрузок из различных секторов. Различные подходы к оценке
риска и мониторингу дают результаты, которые часто невозможно сравнить из-за различных методов
измерений, периодов, частоты измерений, источников выбросов и т.д. Попытки прямых (непосред-
ственных) сравнений данных от разных предприятий, полученных в разных условиях, могут привести к
неправильным выводам и решениям.
Мониторинг в настоящем стандарте означает систематическое наблюдение за разнообразием и
различием отдельных химических или физических характеристик выпусков, стоков, использованием
эквивалентного параметра или технического измерения и т.д. Мониторинг основывается на повторяю-
щихся измерениях или наблюдениях с соответствующей частотой.
В процессе планирования значений разрешенных ПДУ (или предельно допустимых норм) раз-
работчики должны принимать во внимание то, каким образом готовят оценки о состоянии окружающей
среды и осуществляют их согласование, каким образом получают наиболее актуализированную инфор-
мацию о требуемом качественном уровне, вызывающую доверие, при этом принимая во внимание ее
стоимость и эффективность.
Ожидается, что на основе разработанных требований будут установлены ПДУ для выбросов и вы-
хлопов, а также разработаны другие требования для регулирования отходов, использования энергии,
производства шума, образования запаха и, возможно, использования сырья и вспомогательных мате-
риалов. Далее эти факторы отнесены к выбросам.
Совершенно очевидно, что при установлении значений ПДУ необходимо исходить из уровня до-
пустимого риска.
4.3 Экологические проблемы
Оценка экологических рисков и проведение экологического мониторинга связаны с выявлением,
идентификацией и решением наиболее важных экологических проблем, решение которых подразуме-
вает определенные действия со стороны заинтересованных сторон.
В таблице 1 приведен перечень экологических проблем, предлагаемые действия по их разреше-
нию и возможные ожидания заинтересованных сторон, которые необходимо учитывать и рассматри-
вать при проведении оценки риска и организации мониторинга.