ГОСТ Р 56082-2014
К-
1
Л
Л Д0С1 — -t
-—
£
(3)
Так как при использовании метода нечетких множеств значения погрешностей Ах считаются
неизвестными, то степень достоверностипринятия решений о наличии или отсутствии
соответствующих особых ситуаций является довольно низкой.
Некоторого повышения указанной степени достоверности можно добиться посредством
совместного использования методов нечетких множеств и байесовских оценок. В этом случае
фигурирующие в выражении (3) параметры -*• иопределяются или методом статистической
обработки соответствующего массива результатов измерений состояния X (ансамбля реализаций),
или методом статистического моделирования случайных процессов (метод Монте-Карло).
При этом указанные особые ситуации принадлежат нечеткому (размытому) множеству
возможных значений состояния X, в силу чего степень неопределенности данного состояния,
обусловленная как погрешностями дх, так и не учетом возможных факторов риска, предпосылок к ним и
функциональных связей между параметрами состояния, является довольно высокой.
5Предложения по показателям оценок уровня безопасности полетов
воздушныхсудов,авиакомпанийи авиатранспортнойсистемыРоссии
(«Росавиация») в целом
Ниже предлагается единая для авиатранспортной системы России («Росавиация») методология
оценки уровня безопасности полетов каждого из ВС. авиакомпаний и АТС РФ в целом, применение
которой позволит, на наш взгляд, обеспечить приемлемую для гарантированного принятия
соответствующих решений степень достоверности оценок состояния х воздушных судов.
В основу указанной методологии положено приведенное в [1] определение безопасности, как
«... состояния, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен
до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне
посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска».
Из приведенного определения видно, что для решения задачи оценки уровня безопасности
полета m-го ВС необходимо в первую очередь провести в реальном масштабе времени оценку
состояния данного ВС. которая учитывала бы наряду с первичными измеряемыми параметрами
состояния также воздействие указанных выше факторов риска, источников опасности, формируемых
команд управления уровнем безопасности и т. п.
Для этого в качестве исходных предпосылок принимают следующие.
Первая. Пусть известны Р независимых друг от друга фактора риска, воздействие каждого из
которых может привести к катастрофе m-fо ВС.
Вторая. Пусть возникновение каждого из указанных факторов обусловлено влиянием /(р)
взаимосвязанных причин.
Третья. Пусть на /-ю причину р-го фактора риска воздействует совокупность различного рода
предпосылок и второстепенных факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние
на состояние т-го ВС.
Четвертая. Пусть указанное состояние в соответствии с приведенными в работах [2.6)
методами главных компонент и факторного анализа может быть представлено в виде специально
разработанной матрицы состояния.
С учетом изложенного состояние т-го ВС при #-й причине р-го фактора риска может быть
представлено в следующем виде:
J
X ( т ; р \ /) = хи ±- Д *(4)
/=i
где- оценка состояния при /-й главной причине (диагональные члены матрицы состояния):
J
У Д х ..-совокупностьJпредпосылокивторостепенныхфакторов,оказывающих
/
=
1
положительное или отрицательное влияние на состояние m-го ВС при А-й причине (внедиагональные
члены матрицы состояния);
4