ГОСТ Р 56082-2014
х
> а;
j’
Ш , е с л и
С учетом изложенного системы СУБП. разрабатываемые в интересах как эксплуатантов
воздушного транспорта, так и поставщиков обслуживания воздушного движения, должны быть
функционально связаны между собой, а показатели качества их функционирования (в первую
очередь уровень безопасности полетов) - едиными в рамках указанных выше СУБП.
В подтверждение этого в аналитической записке «О состоянии ОрВД в воздушном пространстве
РФ в 2004 году», направленной Российской ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта в
адрес Министра транспорта РФ (No10.14/2-17/27 от 11.02.2005 г.), подчеркивается, что в
существующей системе ОрВД РФ «... не организован объективный мониторинг состояния
безопасности воздушного движения на базе количественных критериев оценки. Поэтому проводимые
в ЕС ОрВД самооценки достигнутого уровня не всегда соответствуют аналогичным оценкам
авиаперевозчиков. Отсутствие объективных оценок не позволяет системе ОрВД осуществить
сравнениесостояния безопасности воздушного движениявразличных районахи зонах
обслуживания, объективно судить о приоритетах инвестиций и видах необходимых работ
по совершенствованию. В результате воздушное пространство РФ не является однородным с
точки зрения качества представляемого обслуживания, как это требует ИКАО».
В настоящее время для оценки уровня безопасности полетов ИКАО предлагает показатель,
основанный на приведенной в документе [1] двумерной концепции риска, в соответствии с которой
предполагаемый риск, ассоциируемый с опасным событием, должен зависеть как от «степени
вероятности» возникновения данного события, так и «степени серьезности» его последствий.
Так как при оценке «степени вероятности» возникновения определенного события массив его
реализаций является, как правило, недостаточным для того, чтобы с заданной точностью определить
соответствующую функцию распределения, ИКАО рекомендует оценку предполагаемого риска
проводить без использования вероятности событий, а, по возможности, использовать частоту их
появления.
Что касается «степени серьезности» последствий появления указанного события, то ИКАО
предлагает указанную оценку проводить с помощью приведенной в таблице 6.1 [1] матрицы анализа
рисков.
Как правило, данная оценка проводится с помощью метода экспертных систем на основе
методических положений теории нечетких (размытых) множеств. Примером нечеткого множества
может служить множество всех возможных ситуаций (ОС) в полете, в частности усложненные условия
полетов (УУП). сложная (СС), аварийная (АС) и катастрофическая (КС) ситуации.
Как подчеркивается в работе [2], основоположник теории нечетких множеств А.А. Заде
рассматривает ее как аппарат для анализа систем, в функционировании которых активное участие
принимает человек. Принадлежность некоторого элемента нечеткому множеству характеризуется
значением функции принадлежности F(x), равным 1. непринадлежность - значением 0.
С учетом изложенного в работе (3] предлагается следующий критерий обнаружения и фиксации
особых ситуаций (т.е. фактических угроз безопасности), влияющих на уровень безопасности полетов:
F(x)=
(1, если
х < а.
^
где F[x) - логическая функция принадлежности, представляющая собой дискретную функцию
распределения вероятности событий в точках, соответствующих указанным выше особым ситуациям
УУП, СС. АС и КС;
х - аргумент указанной функции (текущее значение параметра, характеризующего состояние
ВС);
а - константа, определяющая область недопустимых значений параметра х.
В общем случае истинное значение состояния х имеет вид:
х= %±Дх
(
2
)
гдепогрешности оценки состояния
1.
- среднеквадратическое отклонение (СКО) ошибок указанной оценки;
/ „ *
_
ф (^ Д О Б ).
Р*
-гг
*
Д03 - заданное значение доверительной вероятности.
определяется с помощью следующего выражения:
3