ГОСТ Р 56082-2014
[ столкн’1
где
у * _
LueTH.4acJ
уФ > у *
LierH.HacJ
(19)
1 0 -8 Г столкн 1
_
заданное значение уровня БВД, в соответствии с которым
допускается не более одного столкновения ВС по вине системы ОрВД на
ю 8
часов налета (т. е.
строго определены и «цена» происшествия, и величина допустимого налета).
у ф
_
Г
СТО
Л
КН
1
Liern.iacJ
(
20
)
уФ
где- принятый в практике ИКАО количественный показатель оценки обеспечиваемого
системой ОрВД фактического уровня БВД. определяемого как число
7?
ст столкновений ВС друг с
другом и препятствиями, происшедших по вине системы ОрВД. отнесенное к суммарному налету ВС
в зоне ее ответственности за определенный период времени (как правило, один год).
Так как указанный показатель базируется на фиксации только фактов столкновений ВС, которые
происходят крайне редко, то проверить с его помощью возможности системы ОрВД на предмет
обеспечения ею заданного уровня БВД даже в течение времени ее эксплуатации весьма
проблематично. Например, при среднесуточном налете в зоне УВД порядка 1000 ч. значение
интервала восстановления системой ОрВД заданного уровня безопасности составляет порядка 270
лет. Кроме того, неэтично проводить оценку уровня БВД по числу столкновений, которые система
ОрВД в силу своего предназначения не должна допускать.
В [1. пункт 17.2.5] подчеркивается, что. поскольку авиационные происшествия, т. е.
столкновения, случаются редко, их частоту нельзя считать надежным показателем характеристик
безопасности. Более полезным количественным показателем характеристик безопасности полетов
при ОВД может быть частота инцидентов: донесений о случаях опасного сближения, нарушений норм
эшелонирования, предупреждений и сигнализации TCAS [1, пункт 17.2.6]. В [1, пункт 17.2.9]
подчеркивается, что в настоящее время для количественной оценки уровня БВД в воздушном
пространстве сокращенного минимума вертикального эшелонирования (RVSM) используют
математические модели риска столкновений, позволяющие рассчитывать ожидаемую частоту
происшествий на основе данных о случаях отклонений ВС по высоте. Аналогичные модели
используют и для оценки риска столкновений в результате боковых отклонений от линии пути в
воздушном пространстве минимальных навигационных характеристик (MNPS) над Северной
Атлантикой и в случаях океанического воздушного пространства, где применяются основанные на
требуемых навигационных характеристиках (RNP) минимумы эшелонирования.
В работах [12. 13] под модельным риском понимается математическое ожидание частоты
столкновений на 1 ч. полетного времени, рассчитываемое с помощью специальных математических
моделей, при условии, что в качестве пространства модельных допущений приняты аксиомы Рейха,
используемые в ИКАО в качестве приемлемой и консервативной основы при моделировании риска
столкновений.
Данный риск характеризует априорный, в частности протозируемый на какой-либо интервал
времени, уровень БВД. который может быть обеспечен системой ОрВД при указанных выше
допущениях. Более того, так как адекватность используемых математических моделей реальным
условиям функционирования системы ОрВД не доказана, степень достоверности оценок уровня БВД,
а. следовательно, и границы их изменений неизвестны. При этом не может быть и речи об оценке
с помощью математических моделей обеспечиваемого системой ОрВД фактического уровня
безопасности в текущий момент времени и изменяемых во времени условиях ее функционирования.
6.3Предложения по показателям оценок уровня безопасности воздушного движения
каждого из ВС, систем ОрВД и ЕС ОрВД РФ в целом
Выход из создавшегося положения следует искать не на путях совершенствования
существующих математических моделей риска столкновений, а с учётом приведенного в выражении
(20) показателя оценки фактического уровня БВД. сделав его чувствительным не только к реальным
условиям функционирования системы ОрВД. но и к их изменениям. Для этого в указанном показателе
71гРг
вместо числа "ст столкновении, когда вероятность ‘ ст столкновении равна единице, нужно
использовать сумму изменяющихся от нуля до единицы вероятностей столкновений всех М пар ВС. В
этом случае показатель (20) принимает следующий вид:
11