ГОСТ Р 56082-2014
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте в соответствии с ГОСТ Р 55846-2013 применены следующие
термины:
3.1.1 система: Совокупность различных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,
посредством которых реализуются процессы деятельности, направленные на достижение заданных
целей.
3.1.2 регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс
функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня
безопасности АД.
3.1.3 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и
поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления
угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
3.1.4 риск: Мера количества опасности, измеряемая в форме экспертного значения сочетания
двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных
событий и возможного ущерба от них.
3.1.5 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.
3.1.6 вероятность катастрофы объекта: Вероятность того, что величина текущего состояния
данного объекта не превысит его критического значения.
3.1.7 критическое состояние объекта: Состояние, при котором вероятность катастрофы
данного объекта будет равна 0,5.
3.1.8 минимально-допустимое для нормального функционирования состояние объекта:
Состояние, при котором обеспечивается заданное значение уровня безопасности объекта.
3.1.9 оценка текущего состояния объекта: Величина его действительного значения,
измеренная с определенной степенью достоверности.
3.1.10 степень достоверности оценки: Степень ее близости к действительному значению
текущего состояния объекта.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БП - безопасность полетов;
ВС - воздушное судно;
СМБ-АД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности;
СУБП - система управления безопасностью полетов.
СУУБП - система упреждающего управления безопасностью полетов:
ОрВД - организация воздушного движения;
БП при УВД - безопасность полетов при управлении воздушным движением;
БВД - безопасность воздушного движения;
ЕС ОрВД РФ - Единая система организации воздушного движения Российской Федерации;
АТС РФ - авиатранспортная система Российской Федерации («Росавиация»);
4 Требования ИКАО по внедрению систем управления безопасностью
полетов (СУБП)
В настоящее время ИКАО требует от всех эксплуатантов воздушного транспорта, организаций
по техническому обслуживанию, поставщиков обслуживания воздушного движения (систем ОрВД) и
эксплуатантов аэродромов внедрения систем управления безопасностью полетов (СУБП).
одобренных государством (пункт 1.4.5 Руководства по управлению безопасностью полетов [1]).
Указанные системы должны обеспечивать решение следующих задач:
- обнаруживать фактические и потенциальные угрозы безопасности:
- гарантировать принятие конкретных мер. необходимых для уменьшения влияния факторов
риска;
- обеспечивать непрерывныймониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня
безопасности полетов (БП).
При разработке указанных СУБП необходимо иметь в виду, что обеспечение БП каждого из
воздушных судов (ВС) от его взлета до посадки - это непрерывный динамический процесс,
включающий в себя аэропорт, управление воздушным движением, кабинный экипаж, наземную
службу эксплуатационного обеспечения, полетную диспетчерскую службу (центры сопровождения
полетов) и т. п., в силу чего для обеспечения надежного управления безопасностью полетов
необходимо учитывать все указанныевыше компоненты авиатранспортной системыРФ
(«Росавиация»).
2