ГОСТ Р 56082-2014
Введение
В настоящем стандарте использованы рекомендации Европейской ассоциации разработчиков
методов анализа риска FERMA по применению стандартизованных терминов в области авиации
«FERMA: стандарт ИСО по управлению рисками» (Федерация европейских ассоциаций ISO по
управлению рисками (FERMA) Kevin W., Knight A.M. «Risk Management: the Rood to Resilience- ISO
31000: 2009-ISO/IEC 31000&ISO Guide 73- 2009 - New Standards»
Цельюсистемыменеджментабезопасностиавиационногокомплексапоставщиков
обслуживания воздушного движения - системы организации воздушного движения (системы ОрВД)
является разработка показателей оценки уровня безопасности полетов при управлении воздушным
движением (БП при УВД) в интересах организации единой для эксплуатантов воздушного транспорта
(авиакомпаний), поставщиков обслуживания воздушного движения (систем ОрВД), организаций по
техническому обслуживанию и эксплуатантов аэродромов системы упреждающего управления
безопасностью полетов (СУУБП). Указанная система является составной частью системы
менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД).
Предлагаемая система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков
обслуживания воздушного движения (системы ОрВД) включает в себя.
а) обоснование требований к показателям соответствующих оценок, которые рекомендуется
использовать в Единой системе упреждающего управления уровнем безопасности полетов,
основными из которых являются следующие:
показатели оценок должны быть едиными как для эксплуатантов воздушного транспорта
(авиакомпаний), организаций по техническому обслуживанию, эксплуатантов аэродромов, так и
поставщиков обслуживания воздушного движения (систем ОрВД),
показатели должны позволять проводить оценку не только обеспечиваемого уровня
безопасности полетов, но и степени достоверности получаемых результатов,
показатели должны позволять не только получать указанные выше оценки в реальном
масштабе времени, но и проводить экстраполяцию тенденций изменения уровня безопасности
(тренд) на заданные времена прогноза;
б) разработка показателей оценок в реальном масштабе времени уровня безопасности полетов
воздушных судов, авиакомпаний и авиатранспортной системы России («Росавиация») в целом,
учитывающих как воздействие всех тех факторов риска, которые могут независимо друг от друга
привести к катастрофе воздушного судна, так и различного рода причин, обусловливающих
проявление указанных выше факторов. При этом показатели оценок уровня БП при УВД являются
частными по отношению к указанным выше показателям при факторе риска, обусловленном
сближением воздушных судов друг с другом и с препятствиями.
Предлагаемая система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков
обслуживания воздушного движения (систем ОрВД) является дальнейшим развитием приведенной в
Таблице 3 ГОСТ Р 55862-2013 матрицы факторов риска, в соответствии с которой предполагаемый
риск представляет собой меру количества опасности, измеряемую в форме экспертного значения
сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления
опасных событий и возможного ущерба от них. Отличие состоит в том, что в качестве показателя
возможного ущерба от возникновения определенного события принята вероятность катастрофы
воздушного судна, оценку величины которой проводят не путем фиксации частоты возникновения
определенных событий на заданном интервале наблюдения, а посредством измерения степени
близости текущего состояния воздушного судна к его критическому значению, при котором
вероятность катастрофы равна 0.5. Это позволяет не только производить оценку обеспечиваемого
системой менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД) уровня безопасности
полетов и степени ее достоверности в реальном масштабе времени, но и экстраполировать
тенденции изменения этого уровня (тренд) на заданные времена прогноза, что является хорошей
основой для последующей реализации системы упреждающего управления уровнем безопасности
полетов. При факторе риска, обусловленном сближением воздушных судов друг с другом и
препятствиями (БП при УВД), в качестве состояния ВС принимается вектор его расстояния до других
воздушных судов и препятствий, а величина критического состояния определяется величиной
известного пространственно-временного «критерия тау».
Ill