ГОСТ Р 56082-2014
Учитывая особую значимость проблемы обеспечения системой ОрВД безопасности воздушного
движения, данная система должна не повышать, как это прописано в настоящее время в ряде
существующих нормативных документов, величину уровня указанной безопасности, а. в силу своего
предназначения, обеспечивать его заданное (требуемое) значение в указанных выше условиях.
Ниже под реальными условиями функционирования системы ОрВД понимают изменяемые во
времени плотность, динамику воздушного движения (т. е. нерегулярные и нестационарные потоки
ВС) и ошибки определения координат ВС. разрывность полей радиосвязи, наблюдения и навигации,
частичные или полные отказы технических средств, комплексов и системы в целом, ошибки
диспетчеров а также заранее непредвиденные преднамеренные и непреднамеренные воздействия
внешней среды (изменения метеоусловий, природные катаклизмы и т. п.).
Не учет указанных условий приводит к тому, что оценка обеспечиваемого системой ОрВД
уровня БВД проводится, как правило, с настолько большими отклонениями от его истинного
значения, что требование обеспечения данной системой заданного уровня безопасности теряет
смысл (8).
Для решения указанной задачи прежде всего должны быть решены следующие проблемы:
а) оценку обеспечиваемого системой ОрВД уровня безопасности следует производить не
посредством обработки данны х об уже происшедших, т. е. зафиксированных ранее событиях
(происшествиях и предпосылок к ним), а с учетом количественных оценок величины угроз
столкновений, исходящих от конкретных пар ВС в текущий момент времени.
б) учитывая тот факт, что в указанной выше оценке уровня БВД полностью учесть реальные
условия функционирования системы ОрВД невозможно, для каждой из систем ОрВД должны быть
строго обоснованы допустимые (в терминологии ИКАО - приемлемые) пределы изменения заданного
уровня БВД.
В этом случае можно говорить о гарантированном обеспечении заданного уровня БВД. под
которым понимают его обеспечение в строго заданных для каждой из систем пределах.
С учетом изложенного целевой функцией системы ОрВД является достижение требуемой для
конкретного района УВД пропускной способности при гарантированном обеспечении в реальных
условиях функционирования данной системы заданного уровня безопасности и приемлемых
(рекомендуемых) регулярности и экономичности воздушного движения.
При этом необходимо ответить на вопрос: система ОрВД должна гарантированно обеспечивать
заданное значение уровня БВД в текущий момент времени или на определенном временном
интервале, достаточном для восстановления ею указанного значения?
В первом случае для компенсации влияния изменяемых во времени условий функционирования
системы ОрВД необходимо увеличить в определенное число раз заданное значение уровня БВД
(Например, в вертикальной плоскости воздушного пространства за заданное значение вместо
1О-8
6.2Анализ существующихпоказателей оценкиуровнябезопасностивоздушного
движения
В настоящеевремя в качествекритерияоценкиуказанныхвышевозможностейпринятследующий[11.12]:
принято’, т. е., увеличивают в 8 раз [9].) При этом на определенную
величину должны быть также увеличены и соответствующие минимально допустимые интервалы
эшелонирования, что влечет за собой снижение пропускной способности системы ОрВД и
эффективности ее функционирования в целом.
Во втором случае, чтобы не снижать пропускную способность системы ОрВД. допускается
компенсация влияния указанных выше условий функционирования системы ОрВД не в текущий
момент времени, а на определенном интервале восстановления ею заданного значения уровня
безопасности за счет прогнозируемого дополнительного налета ВС на этом интервале. Если
заданное значение указанного интервала достаточно велико, то система ОрВД может допустить
также и кратковременные сближения конфликтующих ВС на расстояния, меньшие установленных
интервалов эшелонирования.
Последнее косвенно отражено в проекте Федеральной целевой программы [10] следующим
образом: средняя величина налета воздушных судов на один инцидент, происшедший по причинам
аэронавигационного обслуживания, начиная с момента реализации программы (2009-2015 г.) - не
0 0 . 1 п4
более 7,0ч. Но. так как в [10] не указан «вес» инцидента, т. е. не определена допустимая
степень сближения конфликтующих ВС друг с другом, возникает неопределенность в оценке
возможностей системы ОрВД по обеспечению ею заданного уровня БВД.
10