ГОСТ31844—2012
5.3.2 Контроль проектных параметров
Установить тензодатчики в тех местах испытываемого образца, гдеожидаются высокие напряжения,
при условии, что его конфигурация допускает их установку.Для подтверждения правильного выбора мест
установки тензодатчиков рекомендуется использовать метод конечных элементов, моделирование, муаро
вое покрытие и т. д. В критических зонах рекомендуется использовать трехэлементные тензодатчики для
того, чтобы можно было определить касательные напряжения и исключить необходимость точной ориента
ции тензодатчиков.
Испытательную нагрузку, прикладываемую к изделию, следует рассчитывать по формуле
испытательная нагрузка равна 0.8 R SF0, но не меньше, чем 2R,(3)
где R— грузоподъемность. кН:
SF0— расчетный коэффициент запаса прочности, определяемый всоответствии с 3.1.2 и 4.7.
Испытательная нагрузкадолжна прикладываться плавно при одновременном считывании показаний
тензодатчиков и наблюдении за пластической деформацией. Нагружения следует производить до получе
ния стабильныхданных.
Величина напряжений, полученная по показаниям тензодатчиков, недолжна превышать значений,
полученных расчетными методами на этапе проектирования (для испытательной нагрузки), на величину
больше, чем погрешность испытательной аппаратуры, указанной в 5.6. Нарушение этого требования или
преждевременное разрушение испытываемого изделия должно стать основаниемдля полного изменения
конструкции и последующего дополнительного испытания идентичного количества испытываемых изде
лий, как это было определено на начальном этапе испытаний, включая изделие, которое не выдержало
контрольных испытаний.
После завершения контрольных испытаний изделие необходимо разобрать и проверить размеры каж
дой сборочной единицы на наличие возможных пластическихдеформаций.
Отдельные элементы изделия могутбыть испытаны раздельно от полной сборки, если приспособле
ния для испытаний воспроизводят условия нагружения этого элемента аналогично нагружению в собран
ном изделии.
5.4 Определение грузоподъемности
Грузоподъемность должна быть определена по результатам контрольных испытаний конструкции
н/или проектных расчетов и расчетов распределения напряжений, как это регламентируется в разделе 4.
Напряжения придостижении грузоподъемности недолжны превышатьдопустимых значений согласно 4.3.
Допускаются локальные пластическиедеформации в зонах контакта. В изделии, прошедшем контрольные
испытания, остаточная деформация, определенная с помощью тензодатчиков или других средств контро
ля. не должна превышать 0.2 %. за исключением контактных зон. В тех случаях, когда напряжения
превы сили допускаемые значения, испытуемая конструкция подлежит доработке в целях получения
рабочих напряжений, не превышающихдопускаемых. Определение грузоподъемности на основе анализа
распре деления напряжений допускается только втом случае, если он обладает достаточной степенью
точности, подтвержденной накопленнымиданными при проведении контрольных испытаний в
соответствии с разде лом 5.
5.5 Альтернативная методика контрольных испытаний и оценки грузоподъемности
Для оценки грузоподъемности может быть использован метод разрушающего испытания изделия при
условии, что определены предел текучести и предел прочности материала, используемого в оборудова
нии. Для определения показателей прочности материала и отношения предела текучести к пределу прочно сти
могут быть использованы результаты испытаний на растяжение стандартных образцов из материала,
использованногодля изготовления деталей испытуемого изделия. Полученное отношение используется
для оценки грузоподъемности R оборудования по следующей формуле:
у с
(4)
где Lb— разрушающая нагрузка;
YSmiCI — минимальный предел текучести;
TSa — минимальный предел прочности;
SF0 — расчетный коэффициент запаса прочности (см. 4.7).
10