ГО С Т Р И С О 21748— 2012
Приложение С
(справочное)
Примеры расчета неопределенности
С.1 Измерение содержания монооксида углерода (СО) в выхлопных газах автомобиля
С.1.1 Введение
До поставки на рынок легковые автомобили должны проходить испытания типа транспортного средства
для проверки выполнения обязательных требований относительно количества угарного газа в выхлопных газах.
(Верхний допустимый предел составляет 2.2 г/км). Метод испытаний описан вДирективе ЕН 70/220 [21}. где введе ны
следующие требования:
- цикл двигателя задается как функция скорости (км/ч), времени (с) и оборотов двигателя. Исследуемый
автомобиль помещают на специальный стенд для выполнения заданного количества циклов;
- измерительное оборудование — газоанализатор СО;
- контроль окружающей среды проводят с использованием специальной камеры мониторинга загрязне
ний;
- персонал имеет специальную подготовку.
Такие испытания на соответствие установленным требованиям можно выполнять в испытательной лабо
ратории предприятия по производству автомобилей или в независимой испытательной лаборатории.
С.1.2 Данные совместных исследований
Перед принятием и использованием такого метода испытаний необходимо оценить факторы или источни
ки. влияющие на результаты испытаний (и. следовательно, на неопределенность результатов испытаний). Такая
оценка выполнялась по данным экспериментов, проводимых в различных лабораториях. Для контроля
метода испытаний межлабораторный эксперимент проводился в соответствии с ИСО 5725-2. Цель
межлабораторного эксперимента состоит в том. чтобы оценить прецизионность метода испытаний при
применении его в данном наборе испытательных лабораторий. Оценка прецизионности получена на основе
данных, собранных в межла-бораторном эксперименте со статистическим анализом в соответствии с ИСО
5725-2. Исследование проведены так. чтобы каждый участник выполнял все необходимые процессы измерений и
учитывал воздействующие факто ры.
Было установлено, что повторяемость в лабораториях значимо не различается, а оценка стандартного
отклонения повторяемости метода испытаний равна 0,22 r/км. Оценка стандартного отклонения воспроизводи
мости метода испытаний равна 0.28 г/км.
С.1.3 Контроль смещения
Оценка правильности (контроль смещения по отношению к эталону) включает методологические и техни
ческие вопросы. Не существует «эталонного автомобиля», как образца сравнения. Правильность следует контро
лировать при калибровке оборудования системы испытаний. Например, калибровку анализатора СО можно
выполнять с помощью эталонного газа, а калибровку испытательного стенда можно выполнять для таких вели чин.
как время, расстояние, скорость и ускорение. Знание норм выбросов выхлопных газов для различных скоро стей и
наличие другой аналогичной информации подтверждают, что неопределенность, связанная с этими калиб ровками.
не дает существенных вкладов в неопределенность, связанную с результатами измерений (т. е. вся расчетная
неопределенность много меньше, чем стандартное отклонение воспроизводимости). Смещение на ходится под
контролем.
С.1.4 Прецизионность
Повторные испытательные пробеги в лаборатории показали, что разброс содержания СО в выхлопных
газах (повторяемость) не превышает 0.20 r/кми находится в пределах диапазона повторяемости, найденного при
межлабораторном исследовании. Таким образом, прецизионность находится под контролем.
С.1.5 Соответствие объектов испытаний
Метод признают подходящим для всех транспортных средств, относящихся к легковым автомобилям.
Поскольку неопределенность имеет тенденцию уменьшаться для более низких уровней выхлопных газов, нео
пределенность наиболее важна на уровнях, близких к установленной границе. Поэтому было решено использо
вать оценку неопределенности, равную установленной границе, как корректную и несколько консервативную
(гарантированную) оценку неопределенности для более низких уровней выделения СО. Необходимо заметить,
если испытания транспортного средства показывают выхлоп существенно больше установленной границы, может
оказаться необходимым проведение дополнительных исследований неопределенности, если сравнения явля
ются критичными. На практике, однако, такое транспортное средство нельзя предлагать для продажи без его
модернизации.
22